20jan2011

Глобальные социальные сети начинают зарабатывать миллионы долларов на продаже виртуальных подарков

По материалам: www.proit.com.ua

Их «тоннами» покупают как во всем мире, так и в Украине. Тем временем локальным украинским сетям таких успехов вряд ли добиться. Ведь если в стране популярна одна или несколько глобальных сетей, то практически весь доход за счет эффекта масштаба собирают именно они.

В 2009 году социальная сеть Facebook заработала около $900 млн., российские «ВКонтакте» и «Одноклассники» – $34,5 млн и $44,3 млн. соответственно. В 2010 году, как ожидается, доход Facebook может возрасти до $2 млрд, «ВКонтакте» - до более $55 млн. Все больше доходов приносят соцсетям сами пользователи, а не только рекламодатели. Пользователи щедро тратят реальные деньги на виртуальные подарки и разнообразные услуги (повышение рейтингов и др.).

Платные услуги вместо платного доступа

До недавнего времени доход «Одноклассников» формировался пропорционально из двух источников - рекламы и платных сервисов. Два года назад соцсеть ввела платную регистрацию ($1), но в августе 2010 отменила её в связи с разработкой «новых эффективных способов борьбы со спамерами».

Можно предположить, что причина кроется в ином: из-за платного доступа соцсеть начала терять свою аудиторию, и поэтому добровольно пришлось отказаться от одной десятой части доходов. Хотя на смену платному доступу в помощь соцсетям пришло другое гораздо более мощное оружие: платные виртуальные развлечения.

Следуя примеру своего конкурента – сети «ВКонтакте» – весной 2010 года «Одноклассники» открыли игровой раздел. В этом разделе размещаются игры и онлайн-приложения независимых разработчиков. За счет размещения рекламы непосредственно в самом приложении, а также за счет платного доступа к играм и продажи виртуальных игровых атрибутов, разработчики получают деньги, которыми делятся с социальной сетью.

И если опыт «Одноклассников» в привлечении разработчиков небольшой, то на этом деле «собаку съело». Только в 2009 году "ВКонтакте" заработала $10 млн. на игре "Счастливый фермер" .

За первые полтора года своего существования эта игра принесла своим разработчикам – компании i-Jet – $20 млн. прибыли и международную популярность. Теперь i-Jet работает не только с «ВКонтакте», но и с 18 другими социальными сетями по всему миру. И если на первых порах доход от «Счастливого фермера» приносил компании 90% выручки, то в 2010 его доля в общих доходах составляла лишь 5%.

С разработчиками «с улицы» социальные сети также сотрудничают. Но, как утверждает создатель украинской соцсети Connect.ua Сергей Коркин, ни большой славы, ни больших денег юным дарованиям такое сотрудничество не приносит.

«Ещё пару лет назад можно было какому-нибудь случайному парню сделать приложение для социальной сети и нормально на этом заработать. Сейчас этот рынок распределился между ключевыми игроками. Это крупные компании, у которых есть свой штат разработчиков и, допустим, сто наработанных приложений. Когда компания выпускает сто первое приложение, она рекламирует его во всех ста предыдущих, и это приложение также быстро становится популярным. То есть независимому разработчику очень сложно пробиться в эту систему», - рассказал Коркин.

Директор по маркетингу компании «МЕТА Украина» Алексей Чуксин согласен с Коркиным, но всё же считает, что на действительно гениальные приложения спрос будет всегда.

«Независимый разработчик может чего-то добиться в социальных сетях, но для этого его приложение должно быть действительно «вирусным» и стоящим, чтобы в него не страшно было вкладывать деньги», - отмечает Чуксин.

Украинским соцсетям нет места в Украине

Украинские локальные социальные сети (например, Connect.ua, Contact.meta.ua) на продуктах разработчиков пока не зарабатывают.

«Приложения в социальных сетях приносят существенный доход только тогда, когда ими пользуются сотни тысяч людей, как минимум. В украинских социальных сетях на порядок меньше пользователей, даже чем в российских. К тому же украинские пользователи менее российских готовы платить реальные деньги за виртуальные услуги», – рассказал Алексей Чуксин, добавив, что сейчас на сайте contact.meta.ua вообще нет никаких платных услуг, но в этом году они появятся.

Сергей Коркин ещё более пессимистичен. По его мнению, украинские соцсети никогда не смогут зарабатывать столько в Украине столько, сколько получают «ВКонтакте» или Facebook.

«Даже если сделать социальную сеть в 150 раз лучше, чем «ВКонтакте» или Facebook, то их вытеснить из этого рынка не получится. Они были первыми и заняли эту нишу», - отмечает Коркин.

По его словам, основной доход сайту connect.ua приносит реклама (75% от общего дохода), и только 25% приходится на платные услуги – виртуальные подарки, повышение рейтингов. Однако Коркин прогнозирует, что до конца года оба источника прибыли займут одинаковую долю.

«У платных сервисов огромный потенциал роста. До конца 2011 года мы рассчитываем, что соотношение прибыли от рекламы и платных услуг на нашем сайте будет 50% на 50%», - отметил он.

Но Алексей Чуксин наиболее перспективным направлением заработка для соцсетей все-таки считает рекламу. По его словам, реклама в социальных сетях, в отличие от других видов рекламы, может быть таргетирована по возрасту, по социально-демографическим характеристикам, по интересам, которые пользователи указывают в своих анкетах. Таргетрированная реклама – это пока наиболее значимый драйвер роста доходов соцсетей. Так, например, доход «ВКонтакте» от этого вида рекламы в течение третьего квартала 2010 года вырос втрое до полутора миллионов долларов в месяц. За первые девять месяцев года социальная сеть заработала на таргетированных текстовых объявлениях на страницах пользователей $5-6 млн.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9