14jan2010
интернет
интернет

Сергей Спивак:На смену оплаты за клик в интернет скоро придет модель оплаты за действие

По материалам: mmr.net.ua

Накануне проведения двухдневного семинара-тренинга по интернет-рекламе в Минске Marketing.by задал несколько вопросов известному российскому специалисту в сфере интернет-маркетинга и автору семинара Сергею Спиваку.

Как менялся интернет-рекламодатель в России с развитием интернет-рекламы? Каковы ключевые этапы развития российского рынка?  
 
Не буду претендовать на роль историка =). С точки зрения рынка и денег вижу это так:  
1. Сначала пришли интернет-проекты (сайты). Процветала баннерообменная реклама. Через баннеры интернет-проекты менялись трафиком. Редкие рекламодатели не из Сети приходили через своих знакомых интернетчиков. Именно в этот период пришло понятие что за 200 долларов можно сделать рекламу в Интернет. Интернет проекты делают энтузиасты.  
 
2. Электронный бизнес начал использовать рекламу в Сети как основной рекламный канал. За ним потянулись первые рекламодатели. Бюджеты $500-3000. У коммерческих кампаний уже были сайты и остро встал вопрос, зачем они нам нужны и как их можно использовать в продаже. Активно стал использоваться термин «раскрутка сайта». Оптимизация базировалась на работе с внутренними факторами. Часто слышу фразу; «Да у меня знакомый студент он за $200 ...» . Первые попытки крупных рекламодателей использовать интернет. Сторонниками этого являются их молодые сотрудники. Основной стимул попробовать разобраться как работает. Сайты, которые до этого были хобби, начали становиться бизнесами, где реклама была основной статьей дохода. Интернетчики окончательно выдумали и используют свой язык в интернет рекламе: Hit, Host, CTR...  
 
3. Для некоторых кампаний интернет уже привычная рекламная среда. Правда бюджеты смешные по отношению к обычным медиа. Обычно это $300-20000 за РК в зависимости от размера бизнеса. Другие кампании еще не пробовали, но слышали что это правильно, эффективно и не дорого. Им интересно, но страшно, что в глазах начальства они будут выглядеть некомпетентно. Устаканиваются сайты лидеры продающие медийную рекламу. Сформированы основные игроки на рынке продажи рекламы. Идут эксперименты с новыми рекламными форматами. В интернет приходят большие рекламные агентства.  
 
4. Интернет становиться общепризнанной рекламной средой. Доля в медиамиксе стремиться к 5%. У некоторых рекламодателей доходит до 8%. Обороты направления электронной торговли становиться значимыми в доходе торгующих компаний. Интернет реклама окончательно делиться на медийную и торговую. Модель PPC становиться стандартом для электронного бизнеса. Появляется большое количество интернет проектов от крупных издательских домов. «Старые» интернетчики активно создают проекты в которых доход получается от платежей пользователя. Используется таргетинг по содержанию страницы и поисковом запросам. Поисковая оптимизация прежде всего стоиться на покупных ссылках.  
 
5. Появление UGC. Руководители проектов строят модели, где пользователи сами себя развлекают и при этом генерят чудовищный трафик. Развитие соцсетей позволяет ввести социально-демографический таргетинг. Соцсети увеличивают объем показов страниц. Интернетчики начинают говорить на рекламном языке: охват, частота, контакт ... Волна вирусных акций и попытка за не дорого получить охват. Приход в рекламу видео форматов. На переговорах больше не обсуждается нужен интернет или нет. Основной вопрос - что в интернете использовать и сколько для этого нужно денег. Годовые бюджеты переваливают за $1 млн.
 
 
Твои прогнозы: что изменится на рынке через 5 лет? Как изменится пользователь, как измениться рекламодатель и пр.?  
Телевизионщики и интернетчики окончательно изобретут и монетизируют новый формат показа «ТВ-программ». Баннеры увеличатся в весе и большинство будет подгружать видео.   Возможно в очередной раз произойдет смена геометрии баннера, скорее всего он будет иметь соотношение близкое к 4:3. Кроме оплаты за клик придет модель оплаты за действие.   Надеюсь решиться проблема мониторинга рекламной активности рекламодателей. Рекламодатели захотят мерить «контакты глаз» пользователя с баннерами-роликами.  
 
Какие рекламодатели из каких сфер бизнеса сегодня при проведении рекламных кампаний уже не могут обойтись без интернета как медиаканала? А кто может сегодня себе позволить обойтись без него?  
Интернет обязаны использовать все, кто производит и торгует товарами с высокой вовлеченностью (товары, где покупатель долго и увлеченно выбирает, прежде чем совершит покупку). К этим сегментам относятся автомобили, недвижимость, бытовая техника, финансовые услуги и т.д.   Так же интернет нужен тем кто продает товары и услуги которые быстро выбираются из «телефонного справочника». Только сейчас таким справочником будет поисковая машина. Например: страховка, нотариус, гостиница, автозапчасти...   Без интернета могут обойтись рекламодатели которые:   производят FMCG-товары   + они делают крупные рекламные ТВ-кампании (большой охват с низкой ценной контакта)   + их целевая аудитория старше 35, доход средний и низкий.   Например, майонез, макароны, возрастная косметика...    
 
Назови 5 ключевых правил, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать эффективной рекламную кампанию в интернете.  
1. До начала планирования поставьте цель, которой вы хотите добиться.  
2. Решите, каким критерием будете мерить достижение поставленной цели. Если целей несколько, возможно появиться несколько критериев. Это может привести к разделению бюджета на несколько рекламных кампаний.  
3. Четко определите, что вы скажите потребителю. Честно ответе себе на вопрос: «Как повлияет на потребителя мое рекламное сообщение?». Если сообщение не влияет на покупку, то его придется заменить на другое.  
4. Проверьте, доносит ли «баннер» до потребителя ваше рекламное сообщение.  
5. Подготовьте сайт к данной рекламной кампании.  
 
Какие специальные программы и сервисы ты используешь в повседневной работе московского рекламного агентства для планирования и проведения интернет-кампаний?  
 
  • Собственный софт по планированию.
  • Чёткую схему хранения файлов проекта.
  • Исследования КОМКОН
  • Исследования TNS
  • Сервисы контекстной и поисковой рекламы.
  • Систему AdRiver
  • Софт для отслеживания позиций в поисковиках
  • Google Analytics
  • Rambler Top100
  • Счётчик LiveInternet
  • Поиск по блогам Yandex
  • Каталог Yandex
  • Другие мелкие приложения

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9