16apr2010
мобильная реклама
мобильная реклама

Депутаты хотят запретить рассылку мобильной рекламы

По материалам: kommersant.ru

Госдуму внесены поправки к закону “О рекламе”, которыми предлагается запретить всю автоматическую рассылку рекламы на мобильные телефоны.

Действующее законодательство и так формально не разрешает такие SMS, но МТС удалось убедить Высший арбитражный суд в обратном: рассылка рекламных сообщений оператора осуществляется при помощи человека, который отбирает абонентов, и поэтому не является автоматической.

Законопроект «О внесении изменений в ст. 18 ФЗ „О рекламе“» был внесен в Госдуму депутатом-единороссом Максимом Коробовым во вторник вечером, следует из электронной регистрационной карты документа на сайте Думы. Предложенные поправки уточняют требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи. Так, сейчас ч. 2 ст. 18 закона «О рекламе» запрещает такую рекламу, если набор номера или рассылка сообщений производится автоматически без участия человека. Но, как указывает в пояснительной записке к законопроекту господин Коробов, эта норма несовершенна.

Депутат ссылается на постановление президиума Высшего арбитражного суда (ВАС) N 15732/08 от 31 марта 2008 года. Оно касалось спора между МТС и управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Чувашской республике. Еще в 2007 году ведомство отреагировало на жалобу одного из абонентов МТС, к которому при запросе баланса приходили SMS типа «Флиртуй, знакомься, найди свою любовь и новых друзей». УФАС возбудило в отношение МТС дело по факту нарушения рекламного законодательства и выдало оператору предписание прекратить нарушение закона. Оспорившая его в суде МТС настаивала, что рассылка осуществляется при помощи человека, который отбирает абонентов по соответствующим критериям — возрасту, месту жительству. Апелляционный и кассационный суды, а также президиум ВАС признали правоту МТС. Поэтому Михаил Коробов предлагает уточнить ч. 2 ст. 18 закона «О рекламе»: автоматический дозвон или рассылка рекламы не допускаются, даже если к этому процессу причастен человек. Кроме того, в ч. 1 ст. 18 нет четкого объяснения, что такое предварительное согласие абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, указывает господин Коробов. По предложению депутата, такое согласие должно быть непременно письменным.

Поправки уже направлены в думский комитет по экономполитике, курирующий законодательство о рекламе. Председатель этого комитета Евгений Федоров признал, что закон «О рекламе» нуждается в развитии в том числе и в вопросе SMS-рассылок. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая призывает законодателей учесть мнение игроков рынка.

В МТС напоминают, что с 2006 года в абонентские договоры компании для частных лиц включен пункт, подтверждающий согласие абонента на получение рекламных рассылок, при этом клиент в любой момент может отказаться от этой услуги. От рекламных рассылок отказались около 5% абонентов, подписавших договоры, уточняет госпожа Осадчая. Аналогичный пункт уже несколько лет включается и в абонентский договор в «МегаФоне», говорит его директор по связям с общественностью Петр Лидов. По его словам, большинство абонентов отказываются от рекламных рассылок. В этом году такой же пункт ввел в свои договоры с абонентами и «Вымпелком», добавляет его пресс-секретарь Ксения Корнеева.

Объем рынка мобильной рекламы по итогам 2009 года председатель совета директоров агентства Osa Communications Олег Хрипунов оценил максимум в $5 млн. «На 90% сейчас это рассылки по собственным базам рекламодателей, — рассказывает он. — Например, какой-нибудь магазин, предварительно заручившись согласием покупателей, рассылает им информацию о грядущих распродажах». «Вымпелком», по словам Ксении Корнеевой, пока не занимается рекламными рассылками, а только формирует базу абонентов, которым потенциально интересна эта услуга. «МегаФон» периодически осуществляет рассылки, но они рекламируют в основном продукты самого оператора, говорит Петр Лидов. МТС за два года провела около 70 «мобильных» рекламных кампаний, уточняет Ирина Осадчая. «Сейчас все операторы вырабатывают единые стандарты, поскольку никто не хочет, чтобы коммерческие рассылки превратились в спам»,— поясняет господин Хрипунов.

 

Авторские колонки 
Андрей Пясецкий
моБилль о правах
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9