29oct2004

Российских рекламщиков поглотит гигант

<p>На днях стало известно о том, ?то WPP Group (вторая в мире рекламная группа по уровню дохода) приступила к заклю?ительной ?асти переговоров с российским рекламным агентством «Видео Интернешнл» о создании совместного предприятия.</p>

На днях стало известно о том, что WPP Group (вторая в мире рекламная группа по уровню дохода) приступила к заключительной части переговоров с российским рекламным агентством «Видео Интернешнл» о создании совместного предприятия. Если договоренность будет достигнута, то «Видео Интернешнл» и все российские рекламные агентства, подконтрольные WPP, войдут в новый рекламный холдинг WPP Russia, который станет крупнейшим в нашей стране. Примечательно, что интересы WPP Group в России простираются дальше производства и размещения прямой рекламы. И в перспективе группа может усиливать свои позиции, поглощая компании, специализирующиеся не только на производстве и размещении прямой рекламы, но также – на PR-технологиях и маркетинговых коммуникациях.

WPP Group (ее доходы в 2003 финансовом году составили 7,6 млрд долл.) проводит активную политику поглощений, постепенно расширяя свою деятельность во многих странах по мере роста мирового рынка рекламы. Не так давно группа объявила о создании совместного предприятия с телевизионным рейтинговым подразделением голландской издательской группы VNU, кроме того, она является основным претендентом на покупку третьего по величине рекламного агентства в США – Grey Global.

Похожая ситуация наблюдается и в России, хотя WPP и так уже давно присутствует в нашей стране (здесь ее представляют шесть сетевых рекламных агентств: два из них – CIA и Bates VIAG – входят в состав «Видео Интернешнл», остальные– Ark Thompson, MindShare, Media Edge Moscow и Young & Rubicam Moscow – работают самостоятельно). В зарубежных СМИ на днях прошла информация о планах группы по созданию в России крупнейшего рекламного холдинга WPP Russia, которая подтверждается заинтересованными сторонами.

В самой группе говорят, что причины активизации WPP в России вполне очевидны. «Россия становится все более и более интернациональной страной и постепенно занимает собственное место в системе международной торговли. Поэтому вполне логично, что мы, как крупная коммуникационная группа, хотим предложить российским компаниям, выходящим на внешние рынки, свои услуги. Одновременно вы должны учитывать и другое обстоятельство: у нас есть много международных клиентов, которые в свою очередь заинтересованы в развитии бизнеса в России», – сказал ранее в интервью RBC daily Ким Ниберг, директор и председатель правления компании Hill & Knowlton в Северной, Центральной и Восточной Европе, которая является частью WPP Group.

По мнению российских специалистов, сегодняшняя цель WPP в нашей стране – повысить эффективность работы входящих в нее агентств. «Я в свое время изучал схему работы WPP в Китае. В этом регионе все структурно прозрачно. В Москве же у группы, что называется, нет «единого кулака», в результате снижается эффективность работы всех агентств, входящих в WPP. Это, на мой взгляд, является одной из основных причин активизации WPP в России», – сказал RBC daily Илья Кузьменков, председатель совета директоров коммуникационной группы «Кузьменков и партнеры».

Любопытно, что интересы WPP Group в нашей стране распространяются не только на рынок прямой рекламы, но и на смежные рынки. В частности, не исключено, что группа рассчитывает занять лидирующие позиции в России в сфере PR-услуг и маркетинга. И хотя о покупке крупных российских агентств, специализирующихся на этих направлениях, речи не идет, определенный «задел» WPP уже имеет. Например, Enterprise IG – крупнейшее в мире агентство, специализирующееся на создании торговых марок и входящее в WPP, в 2001 г. заключил соглашение о сотрудничестве с петербургским рекламным агентством «Прайм». А в последнее время структуры группы проявляют большой интерес к группе «Кузьменков и партнеры».

«Мы действительно сотрудничаем со структурами, входящими в WPP Group. Среди наших партнеров Hill & Knowlton – одно из крупнейших в мире PR-агентств, соглашение о сотрудничестве с которым было подписано нами в апреле 2004 г. В результате агентство Hill & Knowlton через нас вышло на российский рынок, но наши взаимоотношения я бы назвал неким видом аффилирования: акциями нашими они не владеют, но по соглашению мы не имеем права работать с другими сетевыми агентствами. Что касается крупнейшего в мире брендингового агентства Enterprise IG, то первый наш контакт с ним произошел в июне этого года, когда топ-менеджеры компании по нашему приглашению выступили в Москве с докладами, посвященными созданию всемирно известных брендов. С Enterprise IG у нас также есть ряд потенциальных совместных проектов», – говорит Илья Кузьменков. Предложений о покупке со стороны структур WPP, по его словам, к его компании не поступало. Тем не менее самих поглощений российских PR-агентств группой WPP в перспективе отрицать нельзя.

Укрепление же позиций WPP Group в России серьезно повлияет на рынки рекламы, PR и маркетинга. «Грядущая экспансия WPP в Россию осложнит жизнь даже крупным участникам коммуникационного рынка, не говоря уже о средних и мелких, потому что усилится борьба за любых клиентов. И лично для меня, как владельца среднего по масштабам рекламного бизнеса, это момент негативный. Дело в том, что WPP будет завоевывать крупных клиентов, но другие игроки, у которых WPP этих клиентов фактически отберет, станут искать новых рекламодателей, в том числе и с не самыми крупными бюджетами, – комментирует RBC daily ситуацию Алексей Пугачев, президент рекламного агентства Art-Com/Worldwide Partners. – Не хотел бы говорить ничего плохого о российских агентствах, ведущих переговоры о вхождении в группу WPP, но думаю, что они рады самому факту того, что на них обратил внимание столь крупный покупатель, и с готовностью станут ему продаваться. С другой стороны, процесс глобализации на рекламном и смежных с ним рынках естествен и необратим, и все мы работаем в этом направлении».

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9