29oct2004

Латвийская рекламная ассоциация обнародовала результаты развития рекламного рынка за первое полугодие

<p>Выяснилось, ?то этот рынок - ?уть ли не одна из самых быстроразвивающихся отраслей экономики.</p>

Общий годовой прирост по всем видам СМИ и «агентствам полного сервиса» составил 19%! Настоящий прорыв совершен в секторе интернет-рекламы - целых 68%.

Как сообщил руководитель проекта исследовательского института TNS/BMF Марис Наглис, за первое полугодие общий рекламный оборот всех средств массовой информации Латвии составил почти 24 миллиона латов, что почти на 20% больше, чем в первой половине прошлого года.

Безусловно, новые законы о лотереях немного тормозят темпы развития, но все равно прорыв налицо. Львиную долю рынка рекламы заняли супермаркеты с «рекламой скидок». За последние пару лет конкуренция между рекламодателями очень усилилась, и это заставляет их все активнее прибегать к услугам медиа.

В результате топ-10 крупнейших рекламодателей Латвии состоит почти исключительно из сетей розничной торговли. Список возглавляют Kesko food, VP Market и Rimi.

Самой дорогой и эффективной по-прежнему остается реклама в печати - в первом полугодии на нее истрачено 10,6 миллиона латов. На втором месте телевидение с 8,7 миллиона, с большим отрывом идет радио - 2,6 миллиона.

У PR -агентств дела тоже идут неплохо. Оборот рекламы прирос на 10%, и за первое полугодие все «агентства полного сервиса» заработали 15,2 миллиона латов. Директор рекламного агентства Metro Leo Burnett Гирт Озолс отметил, что во второй половине года активность рекламодателей несколько спадает и снова резко возрастает к зимним праздникам. Поэтому исходя из сложившейся динамики можно предположить, что по итогам 2004 года прирост оборота PR -компаний составит около 8%.

Стахановские темпы прироста денежного оборота у медиа-агентств объясняются появлением большого числа новых игроков на рынке, которые любой ценой хотят отвоевать себе место под солнцем. Волей-неволей им приходится прибегать к помощи местных пиарщиков, которые лучше знают, как продать любую новинку латвийскому потребителю.

Мнение

Директор Mediapool Latvia Валдис Тилгалис:

- Идет очень жестокая борьба между рекламодателями, в условиях которой никто не скупится на рекламу. В такой ситуации хуже всего приходится местным компаниям, у которых не хватает ресурсов для полноценной борьбы.

* * *

А вот что говорит, вернувшись с балтиймкого фестиваля Golden Hammer Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции и Киевского МФР:

По данным, представленным Margo Veskimagi , Regional Integration Director, TNS Emor (Estonia), суммарный годовой рекламный рынок (net) трех прибалтийских стран [Латвия, Литва, Эстония] – 200 млн Euro. Речь идет исключительно о прямой рекламе и видимо о 2003г. (эстонец говорил так быстро, что я не успевал за ним записывать). Учитывая, что общее население упомянутых стран 7.2 млн человек, имеем 27.78 рекламного Euro на душу населения.

Давайте сравним эти цифры с аналогичными украинскими показателями: оцененный экспертами Всеукраинской рекламной коалиции медиа-рынок 2004 равен ориентировочно 350 млн USD или около 280 млн Euro . Т.е. при населении скажем 48 млн человек, получаем 5.83 рекламное Euro на одного украинца. Или почти в 5 раз меньше, чем у прибалтийских соседей. Есть еще куда развиваться, и может в обозримом будущем мі их и догоним:) Ведь запланированный рост украинского рекламного рынка – 30% – по динамике намного опережает балтийцев (5% рост рынка в Эстонии, 17% рост рынка в Латвии).

Структура прибалтийского рекламно-медийного рынка также отличается от украинских долей:

Медиа Балтика Украина ТВ 34% 50% Аутдор 8% 24% Радио 12% 3% Пресса 45% 23% Интернет менее 1% менее 1%

Собственно анализировать здесь особенно нечего, цифры достаточно красноречиво свидетельствуют о количестве билл-бордов на улицах и разнообразных журналов и газет в киосках Риги. (Реклама табака и алкоголя средствами наружной рекламы здесь запрещена).

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9