8dec2004

В России будет новый закон «О рекламе»

<P>&nbsp;</P>

Госдума и рекламщики пока не определились, что лучше: радикально дорабатывать устаревший закон «О рекламе» или написать его заново

В Москве прошла конференция «Российская реклама в условиях законодательных ограничений» с участием представителей рекламной общественности и депутатов Госдумы. Интрига мероприятия заключалась в том, что действующий в России закон «О рекламе» (в июле 2005 г. ему исполнится 10 лет) давно потерял свою актуальность и его необходимо очень серьезно дорабатывать, однако до сих пор нет единого мнения – как именно это нужно делать. На сегодня есть два основных варианта решения этой проблемы. Первый – внести в действующий закон «О рекламе» и сопутствующие ему нормативные акты целый пакет поправок. Второй вариант – написать закон «О рекламе» заново. По словам представителей Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ, в любом случае рекламное законодательство должно корректироваться в сторону его ужесточения. Дело в том, что на сегодня рекламодатели и рекламные агентства нашли массу путей играть на несовершенстве законодательства и обходить запреты, например, продвигая спиртные напитки при помощи рекламы зонтичных брендов. Тем временем, по словам рекламщиков, любое ужесточение закона вызовет только новую волну противодействия со стороны индустрии, поэтому главным критерием нового законодательства должно стать то, чтобы участники рынка захотели выполнять все его нормы.

Главным тезисом мероприятия, с которым согласились все его участники, стало утверждение, что действующий закон «О рекламе» на сегодня имеет серьезные недостатки, что отрицательно влияет на развитие рекламной индустрии. «За прошедшие 10 лет рекламный бизнес развивался высочайшими темпами, возник целый ряд новых категорий, понятий и даже подвидов рекламного бизнеса, которые никак федеральным законом не регулировались. Так, раньше не было проблемы так называемых зонтичных брендов, с которой мы сталкиваемся сегодня, не существовало такого понятия, как спам, совершенно на другом (начальном. – RBC daily) уровне развития находились целые сегменты рынка, такие как наружная реклама и т. д. Поэтому сегодня нужна серьезная корректировка рекламного законодательства», – заявил на конференции Владимир Мединский, зампредседателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ, автор знаменитых «пивных» поправок.

Есть два подхода к усовершенствованию закона «О рекламе». Первый – это скорейшее принятие пакета поправок, актуализирующих данный нормативный акт. «Этот набор поправок разрабатывается и рядом депутатов, и ФАС. Все поправки очень разумны, их концепция (за исключением рекламы медицинских услуг, пищевых добавок и др.) недавно одобрена правительством РФ», – говорит Владимир Мединский. Такой подход к улучшению закона поддерживают, в частности, в Ассоциации рекламодателей. «Закон «О рекламе» требует серьезных переделок. Он неплохой, но рынок за десять лет сильно вырос и изменился. Поэтому в законодательстве многое надо менять», – сказал, выступая на мероприятии, Вадим Желнин, генеральный директор Ассоциации рекламодателей.

Второй подход – это подготовка и принятие новой редакции рекламного законодательства, что на практике означает создание нового закона «О рекламе». «Этот способ сложнее, но в перспективе он плодотворнее, поскольку рынок изменился настолько серьезно, что пытаться корректировать его косметическими методами, приведя параллельно в соответствие с сегодняшними требованиями не только закон «О рекламе», но и еще целый ряд федеральных законов, которые так или иначе затрагивают рекламные вопросы, достаточно тяжело», – говорит Владимир Мединский. Именно на таком варианте настаивают в Ассоциации коммуникационных агентств России. «Должна создаваться только новая редакция закона «О рекламе», отвечающая интересам рекламного рынка. То, что это сложно сделать, – миф. Законодателям и участникам рынка нужно регулярно встречаться, детально обсуждать все взаимные претензии, заниматься их урегулированием и уже на этой основе вырабатывать концепцию нового закона, что, собственно, мы сейчас и собираемся делать», – сказал RBC daily президент АКАР Игорь Янковский. В пользу принятия нового закона склоняется и генеральный директор компании News Outdoor Russia Сергей Железняк. «Я не знаю, что будет лучше – принимать отдельные поправки или разрабатывать новый закон, все-таки нужно делать то, что будет более реально осуществить. Но при этом мы не хотим, чтобы изменения в регулировании наружной рекламы были неэффективны только потому, что для нормального функционирования нашей отрасли нужно было бы принимать закон «О рекламе» в новой редакции», – сообщил г-н Железняк, выступая на конференции.

По словам Владимира Мединского, в любом случае закон должен корректироваться в сторону ужесточения: «Все законы должны что-то запрещать, и функция законодательства о рекламе – это прежде всего ограничивать рекламу. Функция же рекламного бизнеса – в условиях этого регулирования развиваться и взаимодействовать с органами государственной власти и законодательными органами, с тем чтобы влиять на ситуацию, говорить, что разумно с их точки зрения ограничивать, а что неразумно».

Между тем существует и еще одна позиция, согласно которой не важно, будет ли обновляться закон при помощи поправок или будет написан заново, – главное, чтобы обновленный закон полностью соблюдался рекламной общественностью, а не был акцентирован только на законодательных запретах. «Позиция, которую заняли представители думского Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, в корне неправильна. Они рассматривают рекламное законодательство только в контексте запретительных мер. Но при этом депутаты не привели ни одной цифры в подтверждение своей позиции, – высказал RBC daily свою точку зрения на ситуацию Виктор Коломиец, научный руководитель аналитического центра компании «Видео Интернешнл». – Будет ли создаваться новая редакция закона «О рекламе», либо будут приниматься поправки к существующему нормативному акту – не принципиально. Главное, чтобы закон корректировался в интересах и при активном участии представителей рынка, только в этом случае обновленный закон будет работать на благо индустрии и государства».

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9