22apr2005

Олег Задоянчук: «Коммерческие структуры не готовы верить постулатам, провозглашенным новой властью…»

<P>&nbsp;</P>

Информационно-аналитическая еженедельная программа «Прояв тижня» была создана медиа-центром «Кандидат», при поддержке «Интерньюз-Украина», восемь месяцев назад. Увидели ее вначале 25 регионов Украины, а потом и жители Киева на 5 канале. Поскольку программа появилась благодаря грантовой поддержке, она очень отличалась от того, что зрители могли видеть на общенациональных каналах.

Незаангажированность, широкое освещение проблемных тем - все это по достоинству было оценено зрителями: у программы довольно высокие рейтинги. Однако грант, как все хорошее, быстро закончился, а другого финансирования «Прояв тижня» пока не нашел. О своем поиске инвестора, о том, почему «Прояв тижня» изменил формат и о многом другом «Телекритика» разговаривает с шеф-редактором медиа-центра «Кандидат» Олегом Задоянчуком. - Олег, сейчас одна из самых обсуждаемых тем, могут ли грантовые СМИ стать бизнесовыми. У тебя есть опыт работы как в бизнес-структуре, так и в грантовом проекте? Ты можешь описать, в чем разница?

- Ты знаешь, когда я начал работать, для меня было открытием, что грантовые СМИ – это тоже бизнес, но для небольшого количества людей. Ведь конкурс грантов – это тоже самое, что и конкурс бизнес-планов. Выбирается наиболее успешный и интересный. Для того, чтобы тебя выбрали, ты должен доказать, что твое предложение лучшее. Поэтому люди, которые занимаются грантами – это люди, успешные с точки зрения бизнеса. Но есть, конечно, и существенная разница. Реализация задуманного в грантовых и бизнесовых проектах происходит по-разному. Очень важен психологический момент. Ведь грант – это работа на определенный срок и за определенные деньги. Ты точно знаешь, что в твоем штатном расписании есть столько–то сотрудников и они на протяжении, например, года будут получать такие-то деньги.

- А это людей не расслабляет? Когда они знают, что у них зарплата будет определенной целый год и можно не убиваться?

- Если говорить о мотивации, то в грантовом проекте, в хорошем грантовом проекте, главная мотивация не материальная. В бизнесовых проектах она, конечно, тоже не только материальная: прописывается миссия, цели, задачи. Но в грантовых эта составляющая важна, как никакая другая. Если человек приходит в грантовую структуру только заработать – то эта работа мертвая и для него, и для структуры. Это такая стратегия выживания, ты доедаешь то, что есть, и не заинтересован в развитии. Вот ты спланировал, что год гарантированно получаешь на кусок хлеба с маслом, а потом ты уходишь в другое место.

- Я так понимаю, что в грантовых СМИ раньше была очень сильная идеологическая мотивация. Ведь они были действительно независимы в своей редакционной политике, только там можно было реализовать то, чего нельзя было реализовать в коммерческих. А сейчас все можно. - Я бы не говорил о воплощении какой-либо идеологии, скорее, речь шла о возможности самореализации. Мы, все кто работает в «Кандидате», использовали ее. Наши грантодатели уверены, что их миссия в проекте уже исполнена. По тем материалам и по той работе, которая была выполнена, проект реализован на 100 % и больше. И по партнерам, и по видам продукции, и по видам деятельности. И я даже так подозреваю, что своим детальным отчетом о деятельности я невольно создал для грантодателей эффект полной завершенности. Несмотря на то, что в новой заявке мы обосновывали необходимость работы в новых сферах, они не увидели достаточных оснований для продолжения проекта.

- Вы так хорошо сделали свою работу, что финансировать вас уже и не нужно? То есть, вы уже решили некую проблему…

- Грантодатели видят, что способствовали созданию успешного СМИ, которое дает рейтинговый продукт. Им не понятно, почему мы не можем существовать дальше самостоятельно. Ведь, казалось бы, все хорошо, революция победила, среда, которая создалась после революции, должна нас и поддержать. Мы должны из нее питаться. Однако - увы - такая логика пока не работает. Нам, как продакш-студии, нужны две вещи. Первое - эфир на телеканалах, второе - финансирование, чтобы мы могли производить этот продукт. Что касается эфира на каналах, то проблем нет. Даже наоборот: сегодня нас хотят несколько общенациональных каналов. И предлагают прайм.

- Но покупать они все-таки не готовы?

- Пока да. Когда мы обращаемся к коммерческим структурам с предложением о партнерстве, то происходят странные вещи. Я сделал для себя несколько открытий. Думаю, что для апологетов нового строя они тоже будут интересны. Большинство, если не сказать, что все коммерческие структуры не готовы верить постулатам, провозглашенным новой властью. Первая реакция на предложение о сотрудничестве по поводу программы: “Yes! Мы давно хотели, мы мечтали, это супер!” Когда показываешь рейтинг, глаза вообще загораются: «Да у вас еще и самый высокий рейтинг на канале!» А потом задается вопрос: «А какого плана передача?» И когда слышат, что она общественно-политическая, глаза слегка заволакивает печаль такая.

- Это значит, что народ еще не готов финансировать то, за что он потенциально может поплатиться?

- Да, и этот рудимент прошлого оказывается сильнее желания и выгод, которые можно получить, вложив деньги в рейтинговый проект. И вопрос не только в доверии ко мне или программе, срабатывает что-то такое, что люди даже до конца не могут сформулировать, это на уровне ощущений: от этого надо держаться подальше. И это при том, что наш нынешний формат вполне подпадает под определение инфотеймент, т.е мы, информируя, развлекаем. Но люди уже эти аргументы не слышат, они просят время на согласования, обдумывание и т.д.

- Можешь сказать, к какому количеству потенциальных инвесторов вы обращались?

- Мы «отработали» 56 банковских структур, около 20 производителей алкоголя, около 20 автомобильных дилеров, мобильных операторов, сетевых компаний, продающих бытовую технику и продукты. В общей сложности предложения направлены в более чем 100 структур.

- И пока ответа ни от кого нет? - Ну почему, есть. Около десятка компаний пребывает сейчас в стадии внутренних прений по поводу нас. И хоть мы не новости спорта и не «скрытая камера», но мы имеем рейтинг.

- А ты можешь со стопроцентной уверенностью сказать, что делаешь хороший продукт?

- Понимаешь, я могу ориентироваться на ощущения свои и своих коллег. Нам, как минимум, делать это интересно. А, кроме того, есть же рейтинги. С цифрами-то не поспоришь! Наши программы в дни эфира берут или самый высокий рейтинг на канале, или соревнуются с его лучшими продуктами.

- Получается странная ситуация: ваша продукция востребована зрителем -- об этом говорят рейтинги, но все равно нет людей, которые были бы готовы вкладывать в это деньги…

- Да, та среда, над созданием которой мы трудились, все еще не появилась, как оказалось. Это мой первый грантовый проект, и я постарался сделать его таким, чтобы он мог успешно существовать и дальше. Я переходил сюда из сильной коммерческой структуры, где у меня была хорошая позиция. Более того, сейчас имею несколько предложений о переходе как лично, так и с командой. Однако я хочу делать этот проект. Его есть с кем делать: Валентин Синчак, Ира Герасимова, Галина Русын, Наташа Слывинська, Данила Кляхин. У меня есть вера, что кто-то из бизнес-структур все-таки отзовется. Иначе, серьезно придется корректировать свое представление об украинских постреволюционных реалиях.

- А если все-таки никто «не отзовется»? Что дальше будет с проектом?

- Уже то, что каналы хотят с нами сотрудничать, дает нам надежду. Мы что-то обязательно придумаем. Мы готовы эволюционировать и придумывать какие-то новые формы жизнедеятельности…

- Ты готов делать что-то кардинально другое?

- Нет, кардинально другое - не готов. Я уже 12 лет занимаюсь информационным вещанием. И не смогу честно и с удовольствием делать, например, программу про моду. Это не значит, что я не уважаю людей, делающих такие программы, просто я не живу этим, не фанатею от этого. Внутренне я уже отформатирован под другое. Дело может состояться и быть успешным, когда ты с ним соединен максимально, когда ты веришь в него, в себя и в команду, с которой ты это делаешь. Вот составляющие успеха. Если чего-то одного - нет, дело может и умереть.

- Вот ты говорил о том, что вы движетесь к инфотейменту. Это значит, что «Прояв тижня» станет более попсовым?

- Попсовость будет в том плане, что программа станет более популярной. По крайней мере, я на это надеюсь. Проект должен быть коммерчески успешным, поэтому он сейчас эволюционирует. Мы три недели назад сделали рестарт проекта, изменив стратегию. После революции оставаться в нише информационно-аналитического еженедельника не было смысла. Наш ресурс не сопоставим с матбазой «1+1» или «Интера» и не позволяет качественно отслеживать все значимые темы недели. Проигрышное, на первый взгляд, положение мы превратили в преимущество. Мы начали делать тематические программы, и теперь пять журналистов, два редактора, два оператора занимаются целую неделю одной темой. Такое глубокое бурение дает результат. Наши три программы в новом формате показали, что мы не только сохранили свой рейтинг, но и начали его увеличивать.

Что касается инфотеймента. Знаешь, революция имела очень много смыслов, и у меня такое подозрение, что политический был не самый важный. Просто очень много людей задавались личными вопросами, проецируя ситуацию выбора на собственную жизнь. И сейчас результат этих размышлений проявляется в разных сферах. Об этом мы и рассказываем. Люди устали от политики и им особенно неприятно наблюдать, как «новые» превращаются в «старых». Но и это не главное. Сегодня то коллективное бессознательное, которое зародилось на Майдане, начинает превращаться в какие-то материальные вещи. И вот за этими тенденциями следить гораздо интереснее, чем за переходами депутатов из фракции в фракцию. Безумно интересно наблюдать, как люди уже состоявшиеся принимают и понимают новое время. К примеру, Ада Роговцева в нашей последней программе делилась мыслями об отношениях власти и искусства. Работа идет внутренняя колоссальная. И я уже думаю, что название программы надо менять. Это уже не «Прояв тижня», а «Прояв часу». При этом никаких серьезных или скорбных выражений лица. Мы никого не уличаем, не призываем к ответственности, просто раскрываем тему через детали. И знаешь, что интересно? Когда ты пристально рассматриваешь одну какую-то тему, особенно, когда ты идешь от человека, неизбежно выходишь на связи с какими-то другими сферами жизни, проблемами, темами. Действительно, по состоянию одной капельки можно судить о состоянии океана. 

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9