31mar2009

Алексей Мась: «Хотелось бы верить, что для интернета кризис закончился»

Автор: Михаил Красюк

Основатель Украинской баннерной сети и организатор Украинского форума интернет-деятелей о ""звёздах" интернета, переделе рынка и любви к политикам

Алексея Мася застаю под вечер в его штабе на «Дворце Украина». Обстановка, приближенная к боевой – до старта Украинского форума интернет-деятелей осталось чуть более суток. Мась – патриарх украинского интернета, создатель Украинской баннерной сети, UAПортала и Инфостора, специалист по вирусному маркетингу, бизнес тренер и автор книг о Дао Бизнесмена.  На мой вопрос о влиянии кризиса отвечает: «Не волнуйтесь, интернет – очень динамичная и гибкая среда». Потом, как истинный даос, добавляет: «Быстро падает – быстро и поднимается».
И начинает рассказывать...
 
Это первое мероприятие в Уанете, которое собирает столько людей – более 700. Когда мы расставили стулья в большом зале, работники выставочного центра стали спрашивать, из какой мы церкви.
Прообразом форума можно рассматривать День Интернет, который в начале 2000-х организовывал сайт «КИЕВ2000». Тогда делали мини-конференцию, а после неё - party. У нас всё строже  - пьянки не будет, зато докладчики интересные.
О ДОКЛАДЧИКАХ ФОРУМА
Сложно назвать какую-то одну самую яркую «звезду» программы. Их много, и мы их пропорционально разбросали по разным залам. В бизнес-секции «звёзды» – это инвесторы. Александр Ольшанский, Виктор Достов. Мет Колиборн из Британии. Президент холдинга ITC Сергей Арабаджи. Из интернет-коммерции – «Футболка» и Yakaboo. В технической секции – генеральный директор Юмисофт Сергей Котырев. В секции рекламы - коммерческий директор «Бегуна» Алексей Романенко. Представительство Яндекса в лице Сергея Петренко.
Даже мальчики, которые сегодня согласовывали со мной доклад про 3D Web, и те, я считаю, лучшие в Украине. Только что им второй прогон делали (многие лекторы неподготовленные, пытаемся хоть как-то натаскать). Так вот у них по 3D очень грамотный доклад со ссылкой на технологии.
О «ФИШКАХ»
«Ключ» конференции, как я считаю – круглые столы. То есть сначала докладчики выступают, а потом идёт обсуждение. Общаться всегда интереснее, чем просто слушать, тем более, что все здесь вроде как профи. Опыт других конференций показывает, что именно на круглых столах рождаются спорные, каверзные вопросы, без которых доклад – просто зачитывание домашнего задания. Плюс ко всему, это добавляет интерактивности всему мероприятию.  Если в интернете существует WEB 2.0., то хочется, чтоб и конференция была «вебдванольной». В частности, Денис Олейников (FUTBOLKA.UA) планирует подписать у различных гуру украинского интернета книги, разыграть на аукционе (вот что значит – человек торговли!) и спонсировать вырученными деньгами построение корта для детской теннисной команды.
О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ.
Вот уже месяц, как на рынке наблюдается рост. То есть, был вначале откат на два года, на уровень 2007-го, а месяц назад началось плавное движение вверх. Хотелось бы верить, что для интернета кризис закончился. Потому как в Штатах всё было как в сказке про мальчика, кричащего «Волки!». Все говорили «Вот он, подъём» - и ничего не происходило. А когда все уже разуверились, действительно начался подъём.
О ПРИЧИНАХ ВЫХОДА ИНТЕРНЕТА ИЗ КРИЗИСА
Интернет-бюджеты обычно не очень большие. И их обычно сокращали первыми. Но потом, сокращая бюджеты на что-то более дорогое – телевидение, радио, прессу – в интернет их начали возвращать. Интернет «попал в обойму», он оказался самым дешевым рекламоносителем в пересчёте на отдачу от каждой вложенной гривни.
ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ
Инвестиции есть, они идут в интернет, но в то же время происходит и передел рынка.  Те, у кого деньги есть, покупают доли в бизнесе у тех, у кого денег нет. Раньше все крепко держались за свой бизнес, теперь легко продают. И сейчас выгоднее вложить в готовое, чем инвестировать во что-то новое.
О ГОСУДАРСТВЕ
Государство сильно мешает интернету потому, что политики всё-таки его боятся. Причём больше всего боятся те, кто пришёл к власти благодаря ему, на своеобразной «интернет-волне». Потому что они как никто знают: народ может консолидироваться в виртуальном пространстве. Они ещё не решили, что с ним делать, с этим интернетом, но уже хотят иметь возможность по звонку отключать интернет-ресурсы.
О СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ЯЦЕНЮКА
Если правильно всё организовать, то идея может стать мегаэффективной. Но! Всё зависит от реализации, которую можно оценить только на финише.
Украинский интернет-пользователь готов консолидироваться вокруг политических идей и фигур – Оранжевая революция тому пример. А вот нужен ли для этого отдельный инструмент в виде социальной сети, и насколько он будет эффективен  – это уже другой вопрос. Эксперимент опасен с точки зрения риска потерять деньги, но я приветствую эксперименты – без них не будет движения вперёд.
О ДРУГИХ ВАРИАНТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕЙ
Многие бренды пытались делать что-то подобное. Но если выбирать, вокруг чего консолидироваться, вокруг любви к «Адидасу» или любви к Яценюку, то Яценюк выигрывает – здесь хотя бы есть, что обсуждать.
Хотя, есть ведь сети, объединяющие приверженцев той или иной марки автомобиля. Я сам являюсь членом виртуального Dodge-клуба. И я думаю, что политические партии и лидеры занимают достаточно много места в жизненном пространстве человека и общества, чтобы иметь потенциал консолидировать людей вокруг себя.
Здесь вопрос ещё и в том, нужна ли массовость таким проектам. Ведь амплитуда политической активности людей огромна. И первыми присоединятся наиболее активные – они же и наиболее ценны. А те же, кто активен менее всего, представляет и наименьшую ценность. Таких можно подбирать позже.
К тому же такие проекты нельзя делать исключительно под выборы, как это случилось с сетью Юлии Тимошенко «Идеальная страна». Люди в это верили, писали, а всё растворилось в пространстве, хотя должно было существовать на перспективу.
Черновецкий тоже мог бы попробовать.  Несмотря на свои недостатки, он проповедует и исповедует открытость: ходит в народ, устраивает публичные выволочки нерадивым подчинённым. И эта открытость – не показная, как мне кажется. Черновецкий использует стратегию «голубых океанов», к тому же он очень хороший шоумэн, и в интернете вполне мог бы создать что-то интересное.
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9