29oct2004

Закон "О рекламе" и политика: нужен специальный закон

Автор: Сергей Хлебников

Отсутствие профильного закона о политической рекламе и применение к ней норм нового Закона «О рекламе» чревато серьезными последствиями.

У контролирующих органов могут появиться неоправданные требования к лицам, размещающим политическую рекламу.

Разница подходов

До появления нового Закона «О рекламе» все было проще — предыдущая версия документа вообще не регулировала вопросы политической рекламы. Ведь политическая реклама не ставит своей целью получение прибыли, что не соответствовало самому определению термина «реклама», предложенному в «старом» законе (стремление определенных кандидатов в депутаты получить доход при последующем лоббировании интересов финансово-промышленных групп в расчет приниматься не может). К тому же она связана с информацией, которая отражает интересы политических партий (причем не важно, говорим мы о парламентских или президентских выборах). А действие «старого» закона не распространялось на правоотношения, касающиеся упомянутой информации.

В соответствии со свежим законом рекламой считается информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении рекламируемого лица или товара. Так что политическая реклама вполне вписывается в это определение: это информация о лице (о лицах), предназначенная поддержать осведомленность и интерес в отношении такого лица (лиц).

Конечно, есть некоторые ограничения относительно использования положений Закона «О рекламе» к политической рекламе. Но они крайне незначительны, и, как представляется, не исключают политическую рекламу из ведения «рекламного» закона даже в том случае, если будет принят дополнительный закон «О политической рекламе». И уж конечно — в случае отсутствия такового. Но Закон «О рекламе» совершенно не приспособлен для регулирования вопросов, связанных с рекламой политической. Посмотрим, с какими проблемами могут столкнуться уже этой осенью все, кто будет давать или размещать политическую рекламу.

Возможные последствия

Статья 5 Закона «О рекламе»-2003 гласит: «В теле-, радиопередачах, материалах в других средствах массовой информации, зрелищных и других мероприятиях, которые созданы и проводятся при участии спонсоров, запрещается приводить рекламную информацию о спонсоре и/или его товарах, кроме имени или наименования и знака для товаров или услуг спонсоров». То есть получается, что если, скажем, кандидат в президенты выступит непосредственно в качестве спонсора какого-либо концерта, то о таком кандидате кроме его имени ничего сказано уже быть не должно (не должна быть указана также партия, которую он представляет).

Идем далее. Согласно статье 8 закона в рекламе запрещается использовать или имитировать государственную символику, а также официальные названия органов государственной власти Украины. Практика же выборов всегда идет по другому пути: в политических рекламных роликах и других материалах зачастую встречается использование государственных символов, причем это использование вполне оправданно, так как кандидаты претендуют на государственный пост. В данном случае такая практика будет противоречить закону.

Что касается политической рекламы на телевидении, то получается, что, согласно статье 13 Закона «О рекламе»-2003 она должна быть включена в общую рекламную квоту, то есть в 15% фактического объема вещания на протяжении астрономических суток, а также в 20% каждого астрономического часа фактического вещания. Кроме этого, можно утверждать, что трансляция кино- и телефильмов также может прерываться политической рекламой на условиях предусмотренных Законом «О рекламе»-2003.

Наконец, согласно статье 15 Закона «О системе налогообложения» налог на рекламу отнесен к местным налогам. Если в соответствии с Законом «О рекламе»-2003 политическая реклама — это реклама, то соответственно (по ставкам установленным местными органами власти) этот налог должен выплачиваться и в случаях, касающихся политической рекламы. В случае невыплаты такого налога, могут быть вопросы со стороны контролирующих органов, а в случае выплаты... сам факт может быть рассмотрен как признание политической рекламы рекламой со всеми вытекающими последствиями, о которых говорилось в предыдущих пунктах.

Что делать

Итак, проблема существует, хотя ее можно и не замечать до поры до времени. Часто применение законодательства, в котором содержатся нормы, противоречащие практике, сводится на «нет» и игнорируется без особых последствий. Но надеяться на такой исход — это намеренно уходить от рассмотрения вопроса, что вряд ли разумно. Даже если в каком-либо законе, касающемся выборов, термин агитации будет введен таким образом, что он будет охватывать понятие политической рекламы, то это все равно не будет точкой в потенциальных разногласиях. Наиболее удачным было бы внесение поправок в Закон «О рекламе», которые прямо бы указывали на то, что на политическую рекламу этот закон не распространяется. Времени на это осталось не так уж и много.

Автор статьи юрист ЮФ «Магистр и партнеры», специализируется в области права интеллектуальной собственности и права СМИ.

Авторские колонки 
Андрей Пясецкий
моБилль о правах
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9