24apr2001

Вся влась Советам! (с) Плох рекламист, не мечтающий стать лоббистом

18 апреля Всеукраинская рекламная коалиция провела презентацию Общественного Совета по рекламе (ОСР).

Накануне Коалиция проанонсировала на своем сайте подтверждение о регистрации новой общественной организации Киевским городским управлением юстиции.

КОМУ ЭТО НАДО

Что обычно пишут в Уставах подобных организаций? Что Совет создан согласно законов Украины «Об объединениях граждан» и «О рекламе» с целью обеспечения высоких стандартов в рекламе, честной конкуренции, защиты прав потребителей, внедрения системы саморегулирования в рекламной деятельности… Как говорится, и т.д, и т.п. Впрочем, одна фраза, по мнению A&PR, заслуживает более пристального внимания рекламного сообщества. А именно: «формирование и закрепление цивилизованных норм и правил поведения на рекламном рынке». Точнее, исключительно «закрепление». Ибо формирование вытекает из приведенного немного выше внедрения «системы саморегулирования».

Совет планирует выполнять, в основном, функции информационного и консультационного центра, формировать экспертные группы (ст. 29 Закона «О рекламе») для проведения как независимых экспертиз, так и системного анализа соблюдения рекламными агентствами, рекламодателями и распространителями рекламы норм и требований действующего законодательства. В сферу интересов Совета также входит взаимодействие с государственными организациями, депутатскими группами, контролирующими соблюдение рекламного законодательства органами, средствами массовой информации, выработка рекомендаций по совершенствованию налогового и рекламного законодательств.

Как показывает опыт последних лет развития рекламной отрасли, на отечественном рынке, который более-менее стабилизировался, определились практически все основные его игроки. А именно: медиа (как холдинги, так и отдельные СМИ — карманные и не очень), сейлз- хаусы, реализующие возможности этих самых медиа, баинговые компании (как правило, в рамках крупных агентств), операторы наружной и транспортной рекламы, креативные студии, продакшн- компании (от небольших аудио-студий до заводов по производству широкоформатных постеров), etc. Ах, да — самое главное: рекламные агентства с различным уровнем специализации. Начиная компаниями, которые агентствами называть по определению неверно, ибо стоит поискать им термин в приведенных ранее, заканчивая структурами, выполняющими полный цикл услуг.

Когда есть цивилизованный рынок, либо сильны стремления основных игроков к его формированию таковым, нужны правила игры. На сегодня, если исключить отдельные отраслевые нормативы (регулирующие размещение наружной или, скажем, телевизионной рекламы), основным постулатом служит принятый годом позже российского аналога Закон Украины «О рекламе», поправки в который не вносились последние года три. Как говорится, назрело. Однако, как показывает тот же российский опыт, законотворчество — штука тонкая. Вот так только начнешь думать о поправках, как сразу придет какой- нибудь татарин (или другой незваный гость откуда-нибудь из УГАИ УМВД Украины или ГИБДД, который, как гласит пословица, совсем не лучше). И предложит либо убрать из наружки табак, либо алкоголь, либо билл-борды перенести на 300 м друг от друга и перекрестков и на 15 м от проезжей части.

КТО ЗА ЭТИМ СТОИТ

Почесали головы лучшие умы из Всеукраинской рекламной коалиции, работая аккурат год назад в инициативной группе по внесению изменений в старенький Закон «О рекламе» (ну, и где они? — Ред.), и сказали: нет, так не пойдет. Надо на чужих ошибках учиться. Действительно, приняв сам Закон «О рекламе» годом позже россиян (по оценке специалистов, наш поэтому и вышел получше — Ред.), грех было бы не поучиться ни их практике реформирования отрасли. Еще год назад голос представителей Коалиции (пусть и самых-самых) в депутатских комиссиях, признаться, хотя и звучал, однако все же не так громко, как хотелось бы. Сегодня процесс цивилизованного лоббирования рекламистами своих интересов выходит на качественно новый уровень.

Среди учредителей Совета — председатель правления Всеукраинской рекламной коалиции, гендиректор РА «Диалла» Ирина Кузнецова, вице- президент Ассоциации предприятий наружной рекламы Украины, гендиректор СП «БИГ БОРД Лтд» Александр Диденко, вице-президент Выставочной федерации Украины, президент компании «Евроиндекс» Валерий Пекар, представитель Всеукраинского телевизионного комитета, президент компании «Консалтинг Украина Групп» Игорь Ткаченко, исполнительный директор Доброчинной Рады содействия развитию рекламы в Украине, проректор Института Рекламы Сергей Лифинцев. Согласитесь, компания подобралась неплохая. Совсем даже неплохая.

И если потенциальный вклад г-на Лифинцева в дело будущего законотворчества наблюдатели оценивают более, чем скромно, то наличие там остальных фамилий — огромный плюс г-же Кузнецовой, избранной, кстати, Председателем Правления ОСР. Именно ей после избрания в октябре 1999г. на аналогичный пост в Коалиции удалось реанимировать эту организацию и вдохнуть в нее второе дыхание. Сама Коалиция, как известно, была образована в 96-м и зарегистрирована в 97-м в качестве альтернативы украинскому офису International Advertising Assosiation (IAA). Летописцам украинской рекламы когда-нибудь будет небезынтересно, заглянув в архивы Коалиции, обнаружить, кто стоял у ее истоков. Это их имена следует искать между строк первой редакции Закона «О рекламе».

С ЧЕГО ЭТО НАЧАЛОСЬ

Одним из первых резонансных мероприятий, проводимых Советом, станет организация совместно с Всеукраинской рекламной коалицией Второго Киевского Международного Фестиваля рекламы, который пройдет в мае 2001 года. Примечательно, что исполнительный директор Совета Максим Лазебник, на которого возложена вся текущая административная работа ОСР одновременно является и директором фестиваля.

Авторские колонки 
Андрей Пясецкий
моБилль о правах
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9