18jun2001

Максим Лазебник: "Новый закон "О рекламе" внушает опасение за будущее рекламы в стране"

Автор: Ростислав Касьяненко

11 июля 311 народных депутатов из 442 зарегистрировавшихся в зале («против» — 3) проголосовали за новый Закон Украины «О рекламе».

Плеяда «горячих» публикаций о свершившемся Событии за последние пять дней ярко продемонстрировала, что действующий закон мало кто понимает. Как новость, в частности, “Рекламастер” со ссылкой на marketing.vc подал запрет на рекламу табака и алкоголя на ТВ. Но эта реклама и так никогда не была там разрешена!

“Пресса, старается сделать сенсации там, где их нет, — считает исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лазебник. — Прежде чем объявлять о “новом”, внимательно перечитайте «старое». Введение более прозрачных формулировок по торговым маркам — да, это новое, но не запрет или разрешение. Есть и масса других примеров”.

За неделю до слушаний общественные организации, призванные лоббировать интересы рекламного сообщества точно не знали, в какой редакции текст законопроекта попадет в зал. Между тем еще в июне Всеукраинская рекламная Коалиция заявила, что официальные предложения профильного Комитета ВР по обсуждаемому закону «внушают определенные опасения за будущее рекламы в стране».

В повестке дня Верховной Рады второе чтение законопроекта «О рекламе» было первоначально запланированно на 19 июня. Однако его авторы сообщили, что они успеют вынести в зал на второе чтение свой документ лишь после 10 июля. 18 июня в профильном Комитете ВР по свободе слова и информации был проголосован проект, который будет выноситься на второе чтение в зал уже в эту сессию. Уже на следующий день общественные организации, которым небезразлична судьба законопроекта инициировали его открытые слушания Доме кино. Основной целью собрания игроков рекламного рынка было привлечь внимание СМИ к сомнительному проекту закона. Заметим здесь, что это им сполна удалось. То, что проект по ряду позиций не выдерживает критики - это факт.

По информации AdReport, торги по его содержанию накануне в Комитете продолжались вплоть до самого голосования. В частности, речь идет о разрешении продвигать торговые марки табака и алкоголя на ТВ (с 23.00 до 06.00).

На днях организаторы общественных слушаний проекта - Всеукраинская рекламная коалиция, Общественный совет по рекламе и Асоциация сетевых телерадиовещателей Украины по идее должны были обнародовать принятые Комитетом по свободе слова и информации предложения по обсуждаемому закону.

По словам исполнительного директора Коалиции Максима Лазебника, «все тексты предложений по законопроекту, ходившие в списках до этого, носят неофициальный характер. И тем не менее, эти предложения нам были известны и внушают определенные опасения за будущее рекламы в стране».

Данный тезис продолжил один из руководителей Общественного Совета по рекламе, директор компании «Евроиндекс» Валерий Пекар: «Вначале складывалось ощущение, что впервые законотворцами приняты ко вниманию материалы, представляющие концентрированную коллективную мысль десятков специалистов и профессионалов рекламного бизнеса. После этого текст пошел на второе чтение. Я бы не сказал, что на этом этапе мы утратили контроль над ситуацией. Просто я не думаю, что она сегодня контролируется кем бы то ни было: секретариатом, руководством профильного Комитета или отдельными народными депутатами. Мое личное мнение: СИТУАЦИЯ НЕ КОНТРОЛИРУЕТСЯ НИКЕМ. Что происходит с текстом законопроекта никто не знает. Иногда создается впечатление, что там сидит обезьяна, которая стучит по клавишам компьютера, набирая текст, который пойдет на второе чтение. Я никого конкретно не имею ввиду. Но если кто-то завтра мне скажет, что он контролирует эту ситуацию, хотелось бы узнать, каким именно образом».

Обсудить результаты творчества «мавп, які сидять за компьютерами і щось таке собі на клавішах тицяють» собрались все «заинтересованные и неравнодушные»: представители рекламных агентств (ADV Group, Video International, MediaExpert/MediaEdge:CIA, Leo Burnett, AVA/TBWA, «Стиль-С» и др.), CМИ и наружной рекламы. Последние были представлены агентствами Big Board, РТМ, Ukrainian Advertising, РТМ, «Альтер-В». Столь внушительное представительство outdoor-сектора обусловлено перспективами запрета наружной рекламы алкогольных напитков и табачных изделий. Вот так, например, выглядит одна из редакций законопроекта, предложенная Комитетом по свободе слова и информации, в отношении рекламы табака и алкоголя: «забороняєтся на радіо та телебаченні, на перших та останніх сторінках газет, перших та останніх сторінках обкладинок журналів та інших періодчних видань, на носіях зовнішньої, внутрішньої реклами, реклами на транспорті, за допомогою інших заходів рекламного характеру (крім спеціальних виставкових заходів)».

Окончательный текст комитетчиков, предложенный депутатам на второе чтение появится сразу после того, как будет зарегистрирован в юридическом департаменте ВР. Есть информация, что уже после общественных слушаний (20.06.) профильный Комитет ВР еще раз рассматривал предложения рекламистов и что-то учитывал, а что-то нет. Коалиции остается ждать, что, все-таки, попадет в зал, и как отреагируют на это «что-то» депутаты. Ждать осталось недолго.

 

Авторские колонки 
Андрей Пясецкий
моБилль о правах
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9