29oct2004

Противостояние в Донецке: «Плазма» в центре скандала

В течение последних двух недель события начали развиваться в совершенно ином русле, перейдя из категории скрытого противостояния чиновников и рекламистов к открытым «военным действиям».

Активный демонтаж

До начала августа донецкие власти и арендаторы наружных плоскостей в своем общении пытались не выходить за рамки приличия. Вытеснение некоторых агентств, в частности житомирского «Стара» и львовского «Октагона», из города прошло практически незамеченным для широкой общественности. Однако, похоже, сейчас ситуация изменилась и грозит перерасти в настоящую войну. Толчком к началу «военных действий» стали события, которые произошли в ночь с 1 на 2 августа, когда было демонтировано несколько щитов, принадлежащих сетевому агентству BigBoard.

«Демонтажи происходили несколько дней. За это время было снесено 35 щитов, принадлежащих нашему агентству. Поскольку лица, производящие демонтаж, не предъявили никаких документов, подтверждающих его законность, мы вынуждены были обратиться в милицию. Сотрудникам органов «мастера» объяснили, что действуют по распоряжению местной администрации. Однако мы с этим документом не были ознакомлены», — рассказывает генеральный директор агентства BigBoard Александр Диденко. Он также отмечает, что начиная с апреля получил четыре письма от чиновников, в которых указывалось, что некоторые щиты агентства установлены с нарушениями. В частности, претензии предъявлялись к 13 конструкциям. Для устранения недостатков был дан срок до 10 августа.

Как утверждает г-н Диденко, до этого дня агентство собиралось удовлетворить все «пожелания» местных властей. Так что демонтаж конструкций за неделю до указанного срока стал для BigBoard полной неожиданностью. В то же время заместитель донецкого мэра Геннадий Ткаченко утверждает, что щиты были демонтированы за неуплату агентством арендной платы. «Долг на сегодняшний день составляет 22 тыс. грн., что равняется 20% общегородской задолженности по арендной плате», — говорит г-н Ткаченко. Александр Диденко в свою очередь отмечает, что они исправно вносят платежи каждый месяц и не имеют задолженностей. Более того, никаких предупреждений о таковых они не получали.

В качестве ответного шага BigBoard подготовило запросы в горисполком и донецкую коммерческую фирму, которая занималась демонтажом. Кроме того, обратилось в Донецкую прокуратуру с просьбой провести расследование по данному факту. Готовится также исковое заявление в суд. Если последний состоится, это будет первый прецедент открытого противостояния рекламистов и чиновников, ведь до этого ни одно агентство, пострадавшее от действий властей, не решалось обращаться в суд.

Рекламисты намерены бороться

Попытка вытеснения с донецкого рынка наружной рекламы второго по величине оператора (BigBoard до недавнего времени принадлежало порядка 7–8% щитов в городе) заставила активизировать свои действия и профессиональные рекламные организации. В частности, как заявил исполнительный директор Ассоциации предприятий внешней рекламы Украины Артем Биденко, ими был подготовлен ряд открытых писем и юридических обращений в самые разные структуры, начиная от Донецкого горисполкома и заканчивая Кабмином и Антимонопольным комитетом.

«Мы намерены бороться за то, чтобы сделать правила игры на рынке наружной рекламы прозрачными», — говорит г-н Биденко. Такие действия ассоциации всячески поддержала и Всеукраинская рекламная коалиция. Юрист коалиции Любовь Высочина уверена, что сегодня на донецком рынке наружной рекламы сложилась нездоровая правовая ситуация. «В перечне организаций, которые имеют право проводить демонтаж конструкций, местные администрации не числятся — это прерогатива дорожных служб и ГАИ. Изучив предписания, мы обнаружили, что чиновники не указывали конкретных нарушений, требуя при этом их устранить. То есть речь идет либо о правовой неграмотности чиновников, либо о том, что некая структура пытается закрепиться на рынке, используя административный ресурс», — утверждает г-жа Высочина.

Впрочем, большинство рекламистов не сомневаются, что вторая версия наиболее вероятна. Об этом говорят и статистические данные. В последний год в Донецке активно развивалось только одно агентство — «Плазма». За год его доля на рынке выросла с 32 до 37%. Остальные операторы только теряли свои позиции. Если рост количества наружных плоскостей в Украине в прошлом году составил 15,6%, то в Донецке за это же время их стало меньше на 5,6%, отмечает директор по работе с клиентами компании UMM Андрей Руденко.

«В Донецке объявлен своего рода мораторий на новые конструкции: ни одно наше заявление об установке щитов не было удовлетворено», — рассказывает Александр Диденко. Таким образом, развитие донецкого рынка наружной рекламы перешло из количественного роста в активный передел рынка. Учитывая тот факт, что Донецк на сегодняшний день занимает третью позицию после Киева и Одессы по размеру рекламных бюджетов, направляемых в наружку (годовая емкость этого рынка оценивается в $3,5 млн), несложно предположить, что борьба за эти деньги будет усиливаться. Однако предсказать ее исход эксперты пока не берутся.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9