6aug2003

"Плазма не на шутку оборзела". Передел наружной рекламы в Донецке

4 августа столичные рекламные агентства стали получать "письма счастья" от донецкого ooh-оператора "Плазма" следующего характера: “Мы знаем, что у Вас возникли проблемы со щитами. Переходите на наши плоскости”.

Об этом на пресс-конференции в УНИАН рассказал Олег Романенко, директор Maximise/MindShare Ukraine. По его словам, на срезанных в Донецке щитах компании Big Board размещался клиент их агентства.

"Мы отвечаем им на это, что у нас пока нет в этом необходимости: клиент поставлен в известность и готов подождать, пока ситуация стабилизируется. Буквально через пол-часа приходит следующее письмо: “Если Вы не перейдете на все наши плоскости, то мы не сможем Вам предоставить и те 30 сити-лайтов, которые Вы размещаете на сегодняшний день”. Объясняется это просто – “Плазма” поменяла режим и характер работы, выбрав себе несколько дилеров, которые продают ее сеть. Соответственно, мы просим координаты дилеров, чтобы провести с ними переговоры на эту тему и никакого ответа не получаем… Вместо этого нам присылают ценовое предложение, от которого наш клиент восторга не испытывает: минимальная цена на размещение составляет порядка $300, максимальная – около $1000. Cоответственно, до всех перетурбаций средняя цена на билл-борд в Донецке составляла $250".

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

23 апреля мы, как и все операторы наружной рекламы в городе Донецке, получили предписание, подписанное заместителем городского главы Геннадия Ткаченко о необходимости демонтажа всех наших рекламных конструкций, потому, что они нарушают все возможные правила, которыми регламентируются установка рекламных конструкций.

К 10 августа компания Big Board планировала устранить все согласованные с горисполкомом Донецка недостатки. Но все происходило как в детективе. В ночь с пятницы на субботу (с 1 августа по 2 августа) неизвестными лицами начался демонтаж наших конструкций. Он начался так, как все происходит во время войны: ранним утром, когда никто этого не ждет и при этом большая часть сотрудников оператора в отпусках. Когда мы обнаружили, что две конструкции Big Board демонтируются неизвестными лицами без каких-либо предписаний, то обратились в правоохранительные органы. Получив устные ответы, о том, что это распоряжение горисполкома, сотрудники линейного отделения милиции вполне этим удовлетворились. В течение следующих двух ночей ситуация повторяется. После чего все работы прекращаются. Официально никаких документов ни от горисполкома, ни от каких-либо других инстанций мы так и не получили. Мы предполагаем, что работы проводило некое ООО «Ликам», поскольку слышали, что именно на эту компанию Геннадием Ткаченко были выданы предписания на демонтаж наших конструкций. Факт, сам по себе, из ряда вон выходящий — одно коммерческое предприятие без каких-либо решений суда или официальных решений горисполкома ликвидирует собственность другого коммерческого предприятия.

Зафиксировав факт исчезновения нашей собственности, мы обратились с запросом к заместителю городского головы с просьбой подтвердить, что демонтаж наших конструкций проводился по его требованию. И если это так, то объяснить на каких основаниях и каким образом мы можем вернуть свою собственность. Аналогичный запрос был сделан и в компанию «Ликам». Мы готовим исковые заявления в суды, и в областную донецкую прокуратуру. Мы надеемся, что вопрос будет разрешен на законной основе, и мы будет восстановлены в своих правах.

Мы знаем, что идут разговоры, и об этом пишется в прессе, что существует мораторий на размещение рекламных конструкций в городе Донецке. Об этом говорил мэр города Донецка и его заместитель, но никаких документов на эту тему мы не получали. Никто не знаком с правилами этого моратория, его целями и сроками его действия. Мы знаем, что наши заявки на размещение новых конструкций в городе Донецке не рассматриваются. И на этом фоне сегодня происходит регулярная установка новых щитов компанией «Плазма».

Уже сегодня многие клиентские компании стоят перед выбором – размещать ли им наружную рекламу в городе Донецке или вообще уходить с размещения такого рода рекламных носителей. Мы знаем клиентов, которые уже отказались от размещения наружной рекламы в Донецке по причине полной неопределенности в этом секторе и отсутствии каких-либо правил игры как рыночных так и законодательных.

МНЕНИЯ

Другие операторы в основном согласны с мнением Олег Романенко из Maximise/MindShare относительно нецивилизованных методов конкуренции, превалирующих сегодня в Донецке. "Плазма" не на шутку оборзела", — заметил один из них, добавив при этом, что с таким подходами к бизнесу, а главное, с такими ценами, завтра компания может остаться без клиентов.

С другой стороны не все рекламисты столь категоричны. «У нас в стране не последнюю роль играет админресурс, — считает Андрей Клименко, директор РА Starcom (DMB&B Group). — Просто Донецк — это первый регион, где админресурс избирается для интересов бизнеса. И это не плохо в принципе. Донецкий бизнесс мог бы сделать такой же ход в любом другом регионе страны - им только захотеть. Деньги и власть у них есть. Плохо то, что этим же админресурсом потом и мочат конкуренцию вообще, это уже — предсказуемый тупик развития. С «Плазмой» работать можно, пока там нормальные бизнес-люди у руля. Но забываться не стоит: это не тот вариант».

«Лично мы не собираемся ссориться с «Плазмой», тем более что наши клиенты подтверждают нам все адресные программы, — говорит Сергей Мичковский из PA "Media-Direction" (Provid/BBDO Group). — Хотя вынужден признать, что деятельность этой компании никому не нравится, более того, многие возмущаются ее ценовой политикой и попытками монополизировать рынок. Однако пока все происходит на законном и официальном уровне».

Тот же Олег Романенко из из Maximise считает что с рекламой сигарет на ТВ не пойдешь, поэтому ooh-сектор для табачных компаний еще долго будет оставаться основным объектом рекламных инвестиций. А следовательно нужно будет приходить в Долнецк и договариваться. «Если никого не останется, то с "Плазмой" — куда же деваться?», — риторически спрашивает он.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Участники рынка наружной рекламы обратились в открытом письме к Премьер-министру Виктору Януковичу и председателю Антимонопольного комитета Алексею Костусеву с просьбой вмешаться в ситуацию на рынке внешней рекламы в Донецке. Они утверждают, что в городе происходит монополизация рынка внешней рекламы. В письме говорится, что городская администрация срезает рекламные щиты большинства операторов внешней рекламы, действует мораторий на установление новых мест для внешней рекламы. При этом один из операторов продолжает получать лучшие места на фоне слухов о тесных связях между его руководством и представителями Донецкой горгосадминистрации.

Участники рынка просят обнародовать те требования, которые предъявляют власти Донецка к операторам наружной рекламы, не нарушать мораторий, действующий сегодня на установку в городе наружных рекламных конструкций, в пользу одного из операторов. Они также просят обнародовать цифры о поступлении средств от внешней рекламы в городской бюджет.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9