28sep2001

ГАИ решило подзаработать на наружке и транзитной рекламе

По материалам: Газета "БИЗНЕС"

МВД издало новое Положение, регулирующее порядок размещения не только рекламы на транспорте, но и наружной рекламы. За всё платить придётся рекламодателям.

Что случилось

1 сентября вступает в силу приказ МВД №583 от 23 июля, которым введено в действие Положение о порядке согласования размещения рекламы на транспортных средствах и установления рекламных носителей в пределах отведения автомобильных дорог или красных линий городских улиц и дорог (полный текст документа можно найти в разделе “Бухгалтерия” газеты БИЗНЕС №34 от 20 августа). Приказ зарегистрирован Минюстом 1 августа №562/5843.

В отличие от предшественниц, эта бумага получила “путевку в жизнь” и от Госкомпредпринимательства.

Что нового

Теперь предпринимателям, желающим разместить рекламу на транспорте либо поставить так называемую рекламную конструкцию на улице, необходимо получить разрешение не только в местных администрациях, но еще и в ГАИ. Разрешения эти абсолютно разные и друг с другом мало связаны. Хотя это странно, так как в разрешении, которое выдают соответствующие отделы местных администраций, и так есть пункт согласования с ГАИ.

Но и это еще не все — разрешение можно будет получить только на основании правильно оформленного формуляра. Этот документ оформляется или выдается Научно-исследовательским центром безопасности дорожного движения МВД Украины или (читай внимательно!) уполномоченным субъектом хозяйствования, с которым у НИЦ БДД заключен договор о совместной деятельности.

Требования к размещению рекламы на транспортных средствах в новом документе почти скопированы с провального первого документа с небольшими дополнениями и изменениями. А вот требования к установке рекламоносителей совсем свежи. Например, наземные рекламоносители (щиты, надо понимать), которые расположены в стороне от дороги, должны теперь стоять или параллельно движению транспорта, или под углом не более 45 градусов к проезжей части (а, скажите на милость, кто тогда их вообще увидит?).

Что делать

Во-первых, бороться за отмену или пересмотр данного положения. Задействовать общественные организации: Всеукраинскую рекламную коалицию, Ассоциацию предприятий наружной рекламы и т.д. Писать обращения и требования в Антимонопольный комитет и Госстандарт, выносить этот вопрос на обсуждение Совета по рекламе при Кабмине.

Во-вторых, вы можете подать в НИЦ БДД заявление о том, что вы желаете стать тем самым субъектом хозяйствования, который намерен разрабатывать технические условия и проектную документацию. Если с вами заключат договор, то вы сможете сами себе или своим клиентам — владельцам транспортных средств выдавать формуляры и зарабатывать на этом.

 

Точка зрения чиновника

Геннадий БЕЛОУС, заместитель председателя Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (курирующий вопрос рекламы на транспорте):

— Когда приказ №583 согласовывался в нашем ведомстве, я был в отпуске. А вообще же, работа над этим документом велась давно. В процессе работы были максимально учтены предложения предпринимателей. Проект “висел” на нашем сайте, был опубликован в прессе и каждый предприниматель мог внести свои дополнения и пожелания к документу.

Учитывая, что вопрос размещения рекламы на транспорте требует дальнейшего уточнения и приведения в соответствие с нормами Закона “О рекламе”, Госкомпредпринимательства подготовил предложения по внесению изменений в постановления Кабмина №1388 (утвердившее правила государственной регистрации и учета всех транспортных средств) и №1094 (вводящее в действие правила дорожного движения). Суть этих изменений в том, чтобы изъять нормы об обязательном согласовании подразделениями ГАИ МВД размещения рекламы на транспортных средствах.

От редактора

Как видите, Госкомпредпринимательства намерен хоть как-то бороться только с необходимостью согласования с ГАИ размещения рекламы на транспорте. Что же касается наружной рекламы, то, по имеющейся у нас неофициальной информации, во “взаимоотношения” ГАИ с этой самой рекламой Комитет предпочитает не вникать. Почему? Остается только догадываться...

Комментарий юриста

Любовь ВЫСОЧИНА, юрист Всеукраинской рекламной коалиции, Ассоциации предприятий наружной рекламы:

— Когда я прочла этот приказ, мне вспомнились слова одного из представителей ГАИ МВД Украины: “Придет время, и мы будем бульдозерами сносить ваши рекламные щиты”.

Этот документ содержит много нарушений действующего законодательства. Поэтому странно, как удалось его “протолкнуть” через Госкомпредпринимательства.

Приказ №583 издан с нарушением требований п.5 постановления КМ №1511 “Об утверждении типовых правил размещения наружной рекламы”, где указано, что подобные документы должны проходить согласование с Антимонопольным комитетом и Госстандартом.

МВД не имеет полномочий по лицензированию наружной рекламы. А если вчитаться в документ, мы имеем не что иное, как замаскированное лицензирование.

Пунктом 5.6 Положения предусмотрено получение согласования на рекламу каждый раз в случае смены сюжета. Если подсчитать, сколько времени и средств нужно для получения согласования от ГАИ на каждую единицу рекламы, то размещение наружки просто станет нерентабельным. Если написать о всех нарушениях, допущенных при составлении приказа и Положения, не хватит и десяти страниц.

И самое ужасное — документ составлен так, что многие пункты противоречат друг другу, а значит, чиновники смогут использовать документ так, как в данный момент им выгодно.

Алексей СИЛЬЧЕНКО, юрист адвокатской компании “Моор и Кросондович”:

— Положение зарегистрировано в Минюсте. Но это не означает, что положение — идеальный документ, просто ему придали видимость законности.

В связи с тем, что предприниматели активно отстаивали свои права и добились отмены предыдущего приказа, к новому Положению МВД подошло более вдумчиво. Однако ряд положений нового документа вызывает удивление. К примеру, на подразделения МВД в соответствии с п.3.4 возлагается формирование и своевременное пополнение баз данных учета транспортных средств, на которых размещена реклама, и мест установки рекламоносителей. Только оперативного доступа к таким базам данных у работников милиции не будет, а значит, будет практиковаться задержание автотранспорта на неопределенный срок для проверки действительности согласований на размещение рекламы.

Максимальный срок действия согласования на размещение рекламы на транспортном средстве не должен превышать одного года. Пункт направлен прежде всего на увеличение частоты выдачи вышеописанных согласований, а значит, и получение максимальных платежей от рекламодателей.

В соответствии со ст. 26 Закона “О рекламе” контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляют четыре государственных органа, среди которых МВД не значится.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусматривает наложение штрафов, которые в настоящее время взыскиваются исключительно в судебном порядке, а не работниками ГАИ. Эти нарушения говорят о том, что возможности для защиты своих прав в суде у предпринимателей не ограничены.

Авторские колонки 
Андрей Пясецкий
моБилль о правах
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9