19jan2010
деньги
деньги

Кандидаты в президенты потратили на агитацию около $800 млн

По материалам: globalist.org.ua

Подсчитав немалые траты кандидатов в президенты в завершившейся избирательной гонке, можно сказать, что более всех на свою избирательную кампанию расточили Виктор Янукович и Юлия Тимошенко.

Каждый из упомянутых лидеров выложил по $200 млн., но наибольшие траты из расчета на один голос избирателя пришлись на долю Владимира Литвина. В целом случившаяся избирательная компания, согласно оценке Комитета избирателей Украины (КИУ), только по итогам первого тура составила $800 млн. Половину названой суммы взяли на себя упомянутые фавориты гонки – Тимошенко и Янукович. За ними, исходя из известных масштабов затрат, идут Арсений Яценюк ($125 млн.), Сергей Тигипко ($100 млн.) и Владимир Литвин ($90 млн.).

Однако, как уже было сказано, гораздо большие, в сравнении с другими кандидатами, траты в расчете на одного избирателя понес Владимир Литвин. Арсений Яценюк же «заплатил» каждому проголосовавшему за него избирателю по $62,6. Этот политический лидер определен одним из рекордсменов в неэффективности своей избирательной кампании.

Следующим в списке потратившихся значится Сергей Тигипко, его показатель составляет $28,9. Подобные цифры были получены делением оценочной суммы расходов кандидатов на количество голосов по результатам Национального экзит-пола-2010.

Неравенство равных

Руководитель Ассоциации наружной рекламы Украины, президент группы SA Political Communications Артем Биденко, отмечает, что агитация Тимошенко и Януковича стала самой дорогой. Суммы, потраченные этими политическими лидерами на избирательные кампании, практически равны. Известно, что в общем итоге агитация Януковича стоила ему в $200 млн., а премьеру Тимошенко кампания обошлась примерно в $190 млн.

Специалист отмечает, что подобная разница в затратах объясняется наличием вероятной бартерной договоренности главы политической силы с собственниками медиа.

Стоит сказать и о том, что согласно основному закону Украины, расценки на политическую рекламу в СМИ для всех кандидатов должны быть одинаковыми, однако на практике зачастую оказывается, что представителям разных политических сил приходится платить совершенно разные деньги.

В последние четыре предвыборных месяца, по словам Артема Биденко, кандидаты в президенты, исходя из их затрат, выложили за телевизионную и наружную рекламу, а также рекламу в прессе, радио и Интернете в среднем по 85-95 млн. грн.

Согласно опубликованным данным GfK Ukraine и «Коммуникационного альянса», продолжительность пребывания Виктора Януковича в телевизионном эфире в период с начала августа 2009 года по 10 января 2010-го составила 106 часов, Юлию Тимошенко транслировали в течение 88 часов, а на ее проект «С Украиной в сердце» пришлось около 36 часов.

Между тем не стоит забывать о том факте, что оценки расходов своих избирательных кампаний самих политических лидеров и сторонних специалистов весьма отличаются друг от друга. Зачастую, естественно, кандидаты приуменьшают свои предвыборные траты.

В частности, по словам Арсения Яценюка, избирательная кампания обошлось ему в $10 млн. По подсчетам КИУ же выходит, что траты данного кандидата составляют $100-150 млн.

Отметим, что, по мнению экспертов, с точки построения основных составляющих избирательной кампании, а именно медийной и PR, самой удачной из всех стала кампания Сергея Тигипко. Сам политический лидер говорит, что в целом потратил на агитацию 90 млн. грн., однако по подсчетам специалистов избирательная кампания обошлось ему не меньше как в $100 млн. Также Артем Биденко сказал об умелом построении и эффективности кампании «красносердечной» Юлии Тимошенко.

Политолог Института глобальных стратегий Вадим Карасев относительно участия кандидатов в завершившейся избирательной гонке говорит, что ресурсоемкость политической рекламы таких кандидатов, как Юлия Тимошенко, Виктор Янукович, Арсений Яценюк и Сергей Тигипко, является «давлением массой». Все малобюджетные кандидаты, уверен Карасев, построили свою агитационную политику точно также, будь у них больше денежных средств.

 

Авторские колонки 
Андрей Пясецкий
моБилль о правах
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9