29oct2004

Глеб Корнилов рассказал о причинах расставания с медиапроектами ЛУКойла

По материалам: «Телекритика»

Бывший первый заместитель председателя правления телеканала СТБ - «Деловая столица»

ДОСЬЕ

Глеб Корнилов, 35 лет. По образованию – экономист-математик, окончил Киевский университет и аспирантуру Института экономики. 2,5 года проработал заместителем .главного редактора газеты «Бизнес» и 1 год - главным редактором «Деловой недели». С конца 1999 года – вице-президент по развитию, а с января 2001 по апрель 2003 – первый заместитель председателя правления телеканала СТБ и руководитель издательского проекта «Деловая столица», т.е. фактически второе после Алексея Федуна лицо в медиагруппе «ЛУКойла» в Украине.

-Глеб, какие дальнейшие планы, после того, как вы расстались с медиапроектами ЛУКойла?

- Так уж получилось, что, как правило, я не искал работы – меня приглашали. Так было в 1994 году с «Бизнесом», так было в 1997 году с «Деловой неделей», так было с несостоявшимся из-за кризиса 1998-го года проектом «Деловая правда», так было в 1999 с СТБ и в 2000 с «Деловой столицей». Причем приглашали всегда не под спокойное функционирование, а под реорганизацию и развитие, или же под запуск с нуля. Так что вопрос трудоустройства - это не проблема, а всего лишь вопрос времени. А, имея за плечами опыт реорганизации двух общенациональных газет, запуск сверхуспешного издания и реорганизацию телеканала, можно как минимум говорить о консалтинге по созданию, развитию и кризис-менеджменту СМИ. Думаю, сегодня украинский медиа-рынок уже всерьез нуждается в такого рода услугах.

-Так из-за чего вы все-таки ушли с СТБ?

- Я не буду пытаться вам рассказать «как все было на самом деле», скажу только о своем субъективном восприятии ситуации. Все очень просто: негативную оценку стали получать даже мои однозначно позитивные действия или же на меня стала возлагаться вся ответственность за результат, на который я мог реально повлиять процентов на 25. В остальном, он формировался под влиянием внутренних и внешних факторов, мне абсолютно неподвластных.

Когда такая ситуация длится долго, очень трудно, причем, чуть ли не физиологически трудно, принимать и реализовывать эффективные для компании тактические и стратегические решения. А я не люблю работать неэффективно, я сам себя потом за это ем поедом. В какой-то момент ситуация стала совсем бесперспективной и скучной. Я написал соответствующую служебную записку, а когда не получил на нее никакой реакции, написал заявление об уходе.

- А вы не допускаете, что сами совершали какие-то ошибки?

- Конечно же, совершал. Чем больше человек делает, тем больше он совершает ошибок, причем, как по работе, так и в отношениях. Конечно, твои действия могут сравниваться с неким идеалом, но в какой-то момент возникает сильное желание увидеть, как там поется у Гребенщикова, «где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли», т.е. кто в данных условиях сделает все лучше, чем ты.

Поскольку вы профессионально пишете о телевидении, то вы понимаете, что телеканал СТБ имеет свою очень непростую карму, наверное, самую тяжелую среди всех украинских телеканалов. Каналу только что исполнилось 6 лет, я проработал на СТБ три с половиной года. Так вот, минимум половину этого срока работа шла в режиме этого самого пресловутого «кризис-менеджмента»: то канал надо было вытягивать из полной, простите, задницы, когда на конец 1999 года его доходы от рекламы не превышали 5 тысяч в месяц, а рекламодатели шарахались от него как от чумы, то в 2001 канал полгода лихорадило с финансированием.

Да чего углубляться далеко в историю – в феврале этого года у меня был почти двухмесячный дефицит кинобюджета, и это при том, что у ближайшего конкурента он уже был больше в четыре раза (и не на бумаге). Хотя, когда я уходил, финансовая ситуация за счет гарантированного платежа «Интеррекламы» уже выровнялась, и кинобюджет заметно вырос, а спортивные трансляции выделены в отдельную статью. Да и на промокампанию, впервые за три года, появились серьезные деньги. Так что тут совесть у меня, как у кризис-менеджера, перед многострадальным СТБ чистая – я ушел отнюдь не в кризисный момент.

- Вы считаете себя конфликтным человеком?

- До определенной степени. Но я думаю, что абсолютно неконфликтный человек не может делать ту работу, которую я обычно делал: реорганизации, увольнение и перемещение людей, запуск новых направлений работы и т.п. Развитие -- это всегда конфликт, хотите вы того или нет. К тому же, еще древние вывели следующую управленческую максиму: «опираться можно только на то, что сопротивляется». Хотя, вы знаете, на СТБ я научился работать и в режиме выживания, который требует терпения, гибкости, готовности к компромиссам.

- За что вы отвечали на канале?

- В 1999 году – за ротацию кадров. С 2000 года - за бизнес-планы и планы развития, текущую программу передач, кинозакупки, спортивные трансляции, PR. С 2001 – еще за часть бумажно-административных и представительских вопросов. Правда, с осени спортом я уже не занимался. Последнее, что я сделал – это трансляции игр «Динамо» Киев осенью прошлого года. А проект самостоятельного (без НПО «Поверхность») приобретения и трансляции сезона итальянского футбола этого года делали уже другие.

- А программирование сетки вещания?

- Лишь отчасти, и в большей степени сетки субботы-воскресенья. Что же касается сетки буднего дня, то здесь однозначно решающее слово всегда было за другими членами правления.

- Что вы можете отнести к своим безусловным профессиональным достижениям, о которых бы можно было с гордостью сказать «да, я это сделал»?

- Большая часть достижений относится к далекому 2000 году. Главным тогда был спортивный прорыв, за счет которого мы вывели канал на рекламный рынок. Это силовой перехват у ICTV итальянского футбола с «Миланом» и Шевой, Евро-2000 с лучшими комментаторами НТВ, презентационная вечеринка для рекламодателей в честь 130-летия со дня рождения Ленина, Олимпиада в Сиднее, вытеснение регионального окна из прайма, отказ от ретрансляции REN-TV и переход на собственные кинозакупки. Показ золотого фонда «Мосфильма» за, в общем-то, по тем временам смешные деньги.

В 2002 году это были масштабные акции «50 премьер за 50 дней» и «100 премьер за 100 дней», а также матчи «Динамо», которые в силу исторически сложившихся отношений канала с владельцами клуба сложно было себе представить в эфире СТБ. Я очень рад, что мне удалось показать большую часть фильмов Такеши Китано и Луиса Бюнюэля, да и просто показать кучу умного кино. Например, сделать премьеры «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера, «Легенды о пианисте» Джузеппе Торнаторе, «Дома духов» Билли Аугуста, «Лодки» Вольфганга Петерсена, «Королевской битвы» Киндзи Фукусаку. Мы даже успели показать скандальных «Фанатика» и «Кафе «Донс Плам», разве что не показали «Суку любовь».

- Вам не предлагали забрать заявление?

- Нет, когда я вернулся из Канн, оно уже было подписано.

- Насколько нормально прошел процесс расставания?

- Я бы сказал, абсолютно вежливо и корректно. И я надеюсь, наш с вами разговор эту корректность не нарушит. Я передал дела, в первую очередь, кучу наработок по Каннскому кинорынку, со мной рассчитались, мы выпили с моими сотрудниками и все.

- В какой степени все происшедшее соответствует бизнес-логике, и кто что выиграл в результате?

- Пусть это оценивает рынок и, наверное, в первую очередь, «Интерреклама», которая в сразу же деньгах ощущает любое позитивное или негативное изменение динамики рейтингов СТБ. (На 2003 год рекламное агентство «Интерреклама» заключило договор на эксклюзивную продажу рекламного времени телеканала СТБ с фиксированным гарантированным платежом. Рекламодателям же агентство осуществляет продажи по GRP, т.е. по пунктам рейтинга.)

Точно так же рынок даст новую оценку моему опыту и способностям. Насчет того, что выиграл канал, вы можете спросить Алексея Федуна. Я же могу говорить только за себя. Конечно, на сегодня я проиграл должностной статус, зарплату, служебную машину и мобилку, но это не есть проблема. Но я однозначно выиграл возможность восстановить свое здоровье, избавившись от неоправданного, даже жесткой внешней конкуренцией, стресса. Я выиграл возможность попробовать себя в каком-то новом качестве и в новых проектах, возможность личностного развития взамен работы на истощение, шесть дней в неделю, ради сохранения и приумножения чьих-то активов. На время, конечно.

- Я слышала, что уход с СТБ стал для вас и автоматическим увольнением из «Деловой столицы». Почему так случилось?

- Спустя две недели мне сказали забавную вещь, что поскольку я «некомандный человек», то сотрудничество по ДС придется прекратить. С человеческой точки зрения все очень понятно и, вообще-то, я к этому тоже был готов. Хотя про «некомандность» можно говорить сколько угодно, но факт остается фактом - за рекордный срок в 2 года мой проект твердо вышел на второе место после «Бизнеса» по деньгам, забрав уже почти четверть рынка рекламы в деловой прессе.

- А «Деловая столица» - это был исключительно ваш проект?

- В середине 1999 года мною была придумана идея позиционирования и концепция городского делового издания. А затем, совместно с Инной Ковтун (сегодня- главный редактор ДС), просчитан бизнес-план. Примерно в то же время он и попал к Алексею Федуну, и, как минимум, год о нем никто не вспоминал. В конце 2000 года Федун сказал, что Москва дала добро на проект и надо его делать.

Так что первая уникальная характеристика проекта ДС состоит в том, что никто инвестора не осаждал, как это обычно бывает, когда какой-нибудь пассионарный безработный медийщик отчаянно пробивает свой бизнес-план.

Вторая уникальная черта ДС - так это то, что команда была сформирована не из голодных соратников лидера проекта или же вообще черт знает кого, как это, к сожалению, нередко случается при запуске печатных изданий. Все ключевые менеджеры, привлеченные мною в ДС, имели нормальную хорошо оплачиваемую работу по своему профилю, а переход в этот проект стал для них следующей ступенькой профессионального роста.

Естественно, я контролировал весь цикл пуско-наладочных работ, и я очень доволен, что удалось отстоять свой вариант названия газеты. Затем постоянно занимался шлифовкой рубрикации и содержания, и, по мере надобности, корректировкой стратегии, финансовых и маркетинговых планов. Здесь надо отметить профессионализм и энергию главного редактора. Да здесь не надо ничего рассказывать - вы сами можете, взяв в руки номер ДС, непосредственно оценить качество информационного продукта.

- Вы, действительно считаете ДС таким уж совершенным проектом?

- Год или два назад в кинотеатрах прошел фильм Вольфганга Петерсена, я уже упоминал этого режиссера, под названием «Идеальный шторм». Так вот, перефразируя название фильма, «Деловая столица» – это «Идеальный проект», в котором при запуске ни копейки ни украли и не разбазарили впустую из-за маркетинговых просчетов, как это часто в Украине бывает. В ноль вышли месяц в месяц по бизнес-плану, я даже сам удивился, и при этом для инвестора с экономией по деньгам.

- Вам не обидно было оставлять проект, после того, как в него было вложено столько сил?

- По деньгам немного да, а в плане профессиональном -- честно говоря, нет. В феврале я произвел последнюю корректировку маркетинговой стратегии и содержания, и я считаю, что это максимум, что можно было сделать, на ближайшие года три, не входя в противоречие с базовым позиционированием продукта. Ну, выйдет проект на 30% рынка, пока не появится кто-то новый и неглупый с большими деньгами или же пока «Бизнес» и «Галицкие контракты» не займутся серьезным изменением подходов и контента. А это рано или поздно произойдет.

 

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9