18jan2006

"Подарок" для "1+1"

<P>&nbsp;</P>

15 января официально истёк срок полномочий Влада Ряшина в качестве председателя правления телеканала "Интер". А с 1 февраля он, возможно, возглавит холдинг компании СМЕ в Украине.

Как уже сообщалось, Ряшин счёл для себя неприемлемыми модель управления каналом и свою роль в ней, предложенные ему акционерами "Интера" во главе с Валерием Хорошковским. Преемником Влада Ряшина на посту председателя правления "Интера" стал акционер рекламного холдинга Atlantik Group Сергей Старицкий.

Впрочем, в первые же дни нового года сначала в Интернете, а потом и в печатных СМИ, стали появляться сообщения о том, что уже с 1 февраля новым местом работы родоначальника украинских новогодних мюзиклов станет "Студия "1+1".

Новость эту мало кто счёл неожиданной. Тем более что ещё летом, накануне назначения генеральным продюсером "плюсов" Ольги Герасимьюк, поговаривали, что Александр Роднянский предлагал эту должность Ряшину. Теперь же, когда Герасимьюк одной ногой в парламенте, а Влад Ряшин обеими без работы, такой расклад выглядел бы вполне реальным.

Как стало известно "Профилю" из источников, приближённых к руководству "плюсов", переговоры Ряшина с акционерами "1+1" действительно имели место. Однако инициатором переговоров был отнюдь не Александр Роднянский, а руководство корпорации СМЕ, которой, кроме 60% акций "1+1", с ноября прошлого года принадлежат ещё два украинских телеканала – "Гравис" и "7-й канал".

Судя по всему, Влад Ряшин получил предложение возглавить компанию "ЮМС", на которую зарегистрированы украинские медиа-активы СМЕ. Очевидно, что разросшаяся медиа-собственность требует адекватного менеджмента, реализовывать который будет уже не Александр Роднянский.

До сих пор деятельность корпорации СМЕ на украинском медиа-рынке была связана в основном с Роднянским и "Студией "1+1". Расширение украинских интересов корпорации происходило параллельно с расширением российских интересов г-на Роднянского. Оставаясь председателем совета директоров и совладельцем телекомпании "1+1", Александр Роднянский является президентом компании "СТС Медиа" и генеральным директором российских телеканалов СТС и "Домашний".

И хотя, по заявлениям самого Александра Ефимовича, конфликта интересов в этой ситуации нет, стоит принять во внимание, что, как и СМЕ, "СТС Медиа" является международной корпорацией с американского происхождения. При этом украинский интерес и г-на Роднянского и СМЕ при прежнем политическом режиме заключался в сохранении бизнеса любой ценой, всеми правдами и неправдами.

По количеству "неправд" цена действительно оказалась высокой. И тем не менее, жестокий репутационный ущерб, который понесла компания "1+1", "подвешенная за лицензию" эсдековской администрацией предыдущего президента, позволил "плюсам" сохранить канал за его нынешними владельцами, и даже стремительно зафиксировать взаимную лояльность в отношениях с новой властью.

С учётом того, что в 2006-м истекает срок действия лицензии "1+1", этот драматический, но, по сути, успешный опыт выживания, мог бы оказаться полезен СМЕ и на нынешнем этапе. Впрочем, две встречи Рональда Лаудера с президентом Ющенко, очевидно, сами по себе укрепили позиции СМЕ в Украине, что косвенно подтверждается фактом приобретении этой медиа-корпорацией "Грависа" и "7-го канала". По информации "Профиля", СМЕ владеет этими двумя телекомпаниями вместе с Александром Третьяковым, бывшим первым помощником Виктора Ющенко.

Что же касается предложения, поступившего от СМЕ, то, по информации, полученной "Профилем" из конфиденциальных источников, на переговоры в Лондон Ряшин привёз с собой пакет собственных предложений. Судя по всему, среди них необходимость "подобрать" формально оставшиеся в структуре "Интера" продакшн-студии "Мелорама" и Film.ua, на которых сосредоточены производственно-финансовые и креативные ноу-хау Влада Ряшина.

Иными словами, если руководство СМЕ осуществит намерение назначить Влада Ряшина управляющим своей украинской медиа-собственностью, то вполне вероятно, что последний реализует на базе "1+1" с успехом отработанную на "Интере" схему обслуживания российского РТР.

Cлухи о финансовом беспорядке, который застал на канале его новый владелец Валерий Хорошковский, продолжают курсировать в медийных кругах. Источники в руководстве телеканала говорят о том, что аудит, проведённый новыми владельцами телекомпании, показал структурную неупорядоченность финансовых схем в бытность председательства Ряшина. Эти схемы, по свидетельству наблюдателей, носили непрозрачный характер и были непосредственно связаны с нынешним гендиректором российского телеканала РТР Антоном Златопольским.

Иными словами, "стратегический прорыв на международный рынок", которым вовсю козыряли прежние менеджеры "Интера", может оказаться не чем иным, как своеобразным телевизионным "оффшором". При этом главное из реальных достижений "Интера" – развлекательное вещание украинского производства – выглядит, по оценкам экспертов, "колониальной производственной базой для российского заказчика".

Парадоксальность ситуации заключается и в том, что так же, как Хорошковский на "Интере", СМЕ в отношении "1+1" заинтересована не столько в развитии телеканала, сколько в контроле над его доходами и расходами, о чём, кстати, говорят представители нынешнего менеджмента и "Интера", и "плюсов". Кроме того, наличие у руля холдинга самостоятельного дееспособного телеменеджера, которым Ряшин, вне сомнений, является, автоматически потребует кадровых жертв в нынешнем руководстве "1+1".

То есть, судя по всему, этап многолетнего партнёрства Лаудер-Роднянский подходит к концу. Интересно и другое: станет ли для Александра Роднянского вероятная продажа "плюсов" "прощанием с Украиной", или, что вполне прогнозируемо, у него хватит денег и амбиций на покупку пары-тройки новых украинских телеканалов.

Прямая речь

 Александр Роднянский, почётный президент телеканала "Студия "1+1":

<3541,2>– Что касается правил игры для иностранных медиа-инвесторов в Украине, могу сказать, что здесь должна быть абсолютная ясность, прозрачность и универсальность всех стандартов операционной деятельности

Ничего принципиально отличного между компаниями, действующими во всём мире, и компаниями в Украине, с точки зрения корпоративного управления, финансовой отчётности и операционной деятельности, не должно быть.

В качестве главных условий международного партнёрства в целом от страны требуется наличие внятного законодательства и единый характер его применения, наличие независимых судов и тех органов, которые осуществляют контроль в медийной сфере.

И конкретно от партнёров требуется готовность адаптироваться к тем правилам игры, по которым играют большие компании. И тут у многих возникает своеобразный культурологический шок.

У нас привыкли рассматривать телевидение в трёх аспектах:

Во-первых, инструмент политического влияния.

Во-вторых, элемент спортивной конкуренции менеджмента: кто первый, кто третий...

В третьих, элемент политической корректности, политической и культурной лояльности в отношении Украины как таковой.

Однако пытаться убеждать серьёзных инвесторов разговорами об уникальности собственной ситуации не следует.

Понятно, что есть опасность такого бройлерного западного менеджмента, который может не учитывать принципиальные специфические элементы украинского рынка.
Но, с другой стороны, это естественная ежедневная деятельность любой компании, которая существует в нескольких странах.

Главное, к чему придётся привыкнуть, что в какой-то момент финансовые показатели и рейтинги станут большим достоянием, чем "разговоры на тему".

И, соответственно, менеджмент, ведущие и все профессионалы будут отвечать за свою работу в рамках бизнес-показателей. И этот культурологический шок выбросит из медийной сферы многих людей и очень многих приведёт в неё. Особенно молодых.

Потому что главной проблемой сегодня остаются кадры с современным уровнем профессиональной подготовки и современным мировоззрением, ориентированным на бизнес.

В СМИ фигурирует неподтверждённая информация о том, что Владу Ряшину предложено возглавить то ли "1+1", то ли холдинг, который формирует СМЕ в Украине...

– Возглавить "1+1" без разговоров с нами невозможно. Это даже не обсуждается. Более того, по существующему договору, номинация гендиректора - наша прерогатива. Это что касается канала "1+1".

Если же речь идёт о представительстве СМЕ в Украине, о руководстве теми активами, которыми они владеют в стране, то, безусловно, г-н Ряшин достаточно компетентный менеджер, чтобы такого рода переговоры могли иметь место после его ухода с "Интера".

Я, как руководитель "СТС Медиа", также встречался с ним неоднократно. И, уверяю вас, он встречался с очень многими людьми.

Кто станет генеральным продюсером "1+1" после избрания Ольги Герасимьюк в парламент?

– В Украине сегодня я не вижу реальных претендентов кроме неё.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9