29oct2004

Война в прямом эфире

Кризис крупнейших империй, рецессия и падение доходов от рекламы, война в Ираке и ослабление регулирования СМИ на американском рынке -- эти случившиеся за последний год события определили развитие медиа-индустрии на ближайшие годы. Похоронив в прошлом году идею конвергенции, компании в конечном итоге приходят к ней же, но с другого конца.

Конвергенция кончилась

Прошлым летом самые известные менеджеры мира - Жан-Мари Мессье (Vivendi Universal), Джеральд Левин (AOL Time Warner) и др. - были уволены после того, как акции их компаний обвалились. Причины - в колоссальных долгах групп, падении рекламных доходов и - самое главное - провале прежней концепции конвергенции СМИ. Обещанное мультимедийное будущее пришлось отложить. "Слияние ТВ, Интернета, телефонии и радио и их рост оказались не столь развиты, как того ожидали многие наблюдатели. Просто скомбинировав их, денег не заработать. После фазы экспансии крупные концерны, сделав множество колоссальных ошибок в инвестициях, вернулись к своей основной деятельности", - сказал "Известиям" Карл Шавински, сотрудник Института немецкой экономики в Кельне. Они устроили настоящую внесезонную распродажу "побочных" активов. Так, на продажу были выставлены принадлежащая News Corporation бейсбольная команда LA Dodgers и владение корпорации Disney - хоккейная Anaheim Mighty Ducks. Немецкая компания Bertelsmann после долгих переговоров в мае продала-таки свое издательское подразделение BertelsmannSpringer. А американская Viacom приобрела у американской же AOL Time Warner за 1,22 млрд долларов ее долю в 50% в Comedy Central - телесети, специализирующейся на производстве юмористической продукции и имеющей колоссальный охват по стране - порядка 82 миллионов домов.

Перепродажи компаний и рекламный спад привели к массовым увольнениям. За минувший год работы лишились по крайней мере 30 тысяч сотрудников СМИ, и хотя 2003 год считается более благополучным в этом отношении, увольнения продолжаются.

Банкротством года стал развал империи немца Лео Кирха, позанимавшего в свое время средств под реализацию телепроектов. Несмотря на личное вмешательство канцлера Германии Герхарда Шредера - а может, именно из-за него, покупателя на KirchMedia до сих пор не нашли: у немцев нет своих денег, а иностранцы - нежелательные кандидаты на покупку. Последним из переговоров "вылетел" американский миллиардер Хаим Сабан. В результате судьба ряда частных телеканалов и огромной фильмотеки Кирха остается неопределенной.

Выросла конкуренция Они устроили настоящую внесезонную распродажу "побочных" активов. Так, на продажу были выставлены принадлежащая News Corporation бейсбольная команда LA Dodgers и владение корпорации Disney - хоккейная Anaheim Mighty Ducks. Немецкая компания Bertelsmann после долгих переговоров в мае продала-таки свое издательское подразделение BertelsmannSpringer. А американская Viacom приобрела у американской же AOL Time Warner за 1,22 млрд долларов ее долю в 50% в Comedy Central - телесети, специализирующейся на производстве юмористической продукции и имеющей колоссальный охват по стране - порядка 82 миллионов домов.

Перепродажи компаний и рекламный спад привели к массовым увольнениям. За минувший год работы лишились по крайней мере 30 тысяч сотрудников СМИ, и хотя 2003 год считается более благополучным в этом отношении, увольнения продолжаются.

Банкротством года стал развал империи немца Лео Кирха, позанимавшего в свое время средств под реализацию телепроектов. Несмотря на личное вмешательство канцлера Германии Герхарда Шредера - а может, именно из-за него, покупателя на KirchMedia до сих пор не нашли: у немцев нет своих денег, а иностранцы - нежелательные кандидаты на покупку. Последним из переговоров "вылетел" американский миллиардер Хаим Сабан. В результате судьба ряда частных телеканалов и огромной фильмотеки Кирха остается неопределенной.

Выросла конкуренция Они устроили настоящую внесезонную распродажу "побочных" активов. Так, на продажу были выставлены принадлежащая News Corporation бейсбольная команда LA Dodgers и владение корпорации Disney - хоккейная Anaheim Mighty Ducks. Немецкая компания Bertelsmann после долгих переговоров в мае продала-таки свое издательское подразделение BertelsmannSpringer. А американская Viacom приобрела у американской же AOL Time Warner за 1,22 млрд долларов ее долю в 50% в Comedy Central - телесети, специализирующейся на производстве юмористической продукции и имеющей колоссальный охват по стране - порядка 82 миллионов домов.

Перепродажи компаний и рекламный спад привели к массовым увольнениям. За минувший год работы лишились по крайней мере 30 тысяч сотрудников СМИ, и хотя 2003 год считается более благополучным в этом отношении, увольнения продолжаются.

Банкротством года стал развал империи немца Лео Кирха, позанимавшего в свое время средств под реализацию телепроектов. Несмотря на личное вмешательство канцлера Германии Герхарда Шредера - а может, именно из-за него, покупателя на KirchMedia до сих пор не нашли: у немцев нет своих денег, а иностранцы - нежелательные кандидаты на покупку. Последним из переговоров "вылетел" американский миллиардер Хаим Сабан. В результате судьба ряда частных телеканалов и огромной фильмотеки Кирха остается неопределенной.

Выросла конкуренция Конкуренция в СМИ возросла за последний год очень сильно: вчера американцы смотрели эфирные сети, а сегодня кабельные; вчера лидерами новостей была CNN, а сегодня ее обогнали в США Fox News, а в арабском мире - Al-Jazeera. На пятки бывшим лидерам наступают и новые круглосуточные каналы: их вызвала к жизни война в Ираке (об этом "Известия-Медиа" уже подробно писали).

"Война в Ираке принесла и важный с точки зрения журналистики феномен, когда корреспондентам предлагали передвигаться вместе с армией, "включая" их в военную машину. Многие каноны объективности и свободы прессы подверглись пересмотру", - говорит Карл Шавински.

Для борьбы с конкурентами и сокращения расходов компании заключали союзы, особенно для весьма затратного освещения иракского конфликта. На протяжении всего года шли даже упорные разговоры о возможности слияния новостных сетей, к примеру, CNN и ABC. Вылились они в нечто другое: на арабском рынке силами американских CBS, NBC, ABC, PBS и Fox News делается новый телеканал.

Скорее всего, это еще только начало. Ведь в борьбу за создание спутниковых телеканалов вступил и медиа-магнат Руперт Мердок: ему разрешили-таки приобрести DirecTV - крупнейшего спутникового оператора в США за 6,6 млрд долларов. Это означает, что Мердок будет в состоянии создать крупнейшую спутниковую империю в мире, чем в ближайшее время и займется.

На радиорынке в целом происходило то же самое. Одно из значительных событий - завершение технических испытаний формата цифрового вещания DRM. 16 июня 2003 года крупнейшие иновещатели одновременно начали прямые ежедневные трансляции в этом стандарте. Он должен дать вторую жизнь АМ-диапазону благодаря высокому качеству вещания, а многие специалисты полагают, что он обгонит по темпам развития уже имеющийся стандарт DAB. В любом случае под влиянием новых технологий конкуренция между вещателями возрастет.

Впрочем, как отчетливо выявил последний год, конкуренция усиливается не только внутри одной отрасли, но и между всеми СМИ. Так, из-за колоссального роста спутниковых каналов в США стали терять читателей печатные медиа.

Теперь в любой деревушке Америки такой выбор каналов, что читать вчерашние новости уже неинтересно. Консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers полагает, что в ближайшие пять лет телевидение и радио нарастят свою рекламную долю именно за счет печатных СМИ. Ведь в непростых экономических условиях рекламодатели предпочитают вкладывать средства в медиа с максимальным охватом.

Газетная революция

Газетам в минувший год досталось больше всех: тиражи впервые за пять лет упали на 0,35%, реклама - на 0,52%. Ряд газет - к примеру, крупнейшие немецкие издания - был вынужден сокращать персонал, а также число полос. Одна из крупнейших англоязычных медиа-империй - Hollinger International - оказалась на грани банкротства, закончив 2002 год с убытками порядка 238,8 млн долларов.

Война в Ираке стала настоящей проверкой для газет, заставив их задуматься об оригинальности и скорости подачи материала. Европейским изданиям из-за разницы во времени было сложно сообщить о начале войны, и большинство из них опоздало с этой новостью на день. В выигрышном положении оказались наиболее изобретательные: так, итальянская La Stampa выпустила спецномер уже в день начала войны. За неимением фотографий с места военных действий она поместила на первой полосе изображение взлетающей ракеты и рисунок, на котором рука в рукаве расцветки американского флага сбивала щелбаном маленького Саддама с нефтяной вышки.

Многие газеты под давлением конкуренции со стороны других СМИ за минувший год пересмотрели собственный дизайн: сделали его лаконичнее, ярче, сократили заметки. А ряд изданий всерьез занялся привлечением молодых читателей: ведь газетная аудитория стареет, а новые читатели к прессе не обращаются. Потеря молодых читателей происходит, т.к. газеты не растят аудиторию с младых ногтей - у очень немногих изданий есть страницы для подростков, не говоря уже о младшей аудитории. Таким образом, молодежь растет на теле- и радиокультуре.

В минувшем году американская газета The Chicago Tribune запустила молодежную газету Red Eye. Ее передовицы весьма оригинальны для традиционной прессы, т.к. не привязаны ни к каким событиям - например, публикуются статьи "Дневник Курта Кобейна" или "Макдоналдс": несчастливая еда". Любопытно, что часть читатель Red Eye вскоре принялась и за чтение The Chicago Tribune.

В наступление перешли игроки среднего уровня: к примеру, New York Times приобрела одну из четырех "глобальных" газет International Herald Tribune. Если бы еще репортер New York Times не прославился печально тем, что писал все свои репортажи из Ирака, не выходя из офиса в Нью-Йорке, для этой компании год был бы крайне удачным.

Союз разных медиа

Напуганные крахом Интернета, медиа-компании рискуют сегодня его недооценить, не связываясь с Сетью. Первыми на это отважились газеты, многие из которых перевели свои сайты в этом году на платную подписку, провозгласив конец эпохе бесплатного Интернета.

Так, на модель полной оплаты перешла испанская газета El Pais - 80 евро в год или 50 за полгода, создав новую структуру и дизайн сайта. Подписчику предоставляется доступ к трем типам содержания: печатной версии, онлайн-версии и архивам с 1976 года. Бесплатной оставлена лишь главная страница с основными новостями и редакционной статьей. Газета добилась неплохих результатов, имея 25 тысяч электронных подписчиков.

А вот американская New York Times в основном оставила свой сайт бесплатным, но ввела регистрацию. Кроме того, она предлагает платные услуги за архив и другие премиум-услуги. Модель этого сайта строится на рекламе - как и в печатной версии, за одним рекламодателем закреплено место на ряде веб-страниц.

В дополнение японская Asahi Shimbun создала службу рассылки для мобильников. За 80 центов в месяц подписчик может получать на мобильник основные новости, в частности, спортивные результаты от одной из спортивных газет, принадлежащих группе. Эта служба очень популярна: она собрала уже более 1 млн подписчиков.

С конвергенцией продолжили заигрывать и журналы. Так, американская Hearst Corporation запустила в испаноязычных странах CosmoTV - телеаналог популярного женского журнала Cosmopolitan. А итальянская издательская группа Mondadori не только запустила в минувшем году новые 6 журналов, но и добавляла ценности своему продукту с помощью других медиа - к примеру, продавая вместе с журналами DVD или CD с книгами.

Что будет

PricewaterhouseCoopers прогнозирует, что с экономическим ростом дела у печатных СМИ могут улучшиться. В частности, вырастет реклама вакансий. Однако начнется это не ранее чем через три года.

Пока же изменения в расстановке сил, по крайней мере на одном рынке - американском, спровоцировала Федеральная комиссия по коммуникациям. Она разрешила перекрестное владение различными медиа - т.е. газетами, ТВ или радио - в одном городе. Кроме того, теперь желающие могут приобретать до 45% (ранее барьер составлял 35%) телестанций в США. Очевидно, что это решение вызовет новые слияния. Однако поскольку огромные компании еще не оправились от долгов, эксперты полагают, что наступает время мелких и средних компаний: именно они будут образовывать локальные холдинги, тем более что конвергенция СМИ на мелком уровне менее затратна и, следовательно, менее рискованна.

Мировой медиа-рынок замер пока в ожидании новых устройств. "Технология будущего - UMTS (мобильный Интернет) -- пока не спешит на рынок. Многие телекоммуникационные компании сталкивались с большими финансовыми проблемами, потерпев крах на бирже. Затраты на инвестиции недооценили, а интерес потребителей переоценили", - полагает Карл Шавински. Некоторые приборы уже разрабатываются крупнейшими корпорациями - к примеру, серия устройств, позволяющих передавать любую информацию просто на зеркало в ванной. Или "умная бумага" - простой лист, который способен с помощью электросигналов отображать как напечатанное любой текст. Когда посылается новый сигнал, изображение сменяется. Как утверждают разработчики, до их появления на рынке остались считанные годы. При условии, что прибор не будет стоить слишком дорого, на медиа-рынке произойдет революция. В частности, газетам удастся решить проблему оперативности: стоит клиенту один раз приобрести такой "листочек", как он сможет получать на него любые новости.

Авторские колонки 
Андрей Пясецкий
моБилль о правах
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9