29oct2004

Как Александр Роднянский стал президентом StoryFirst

<p>На совете директоров американской компании StoryFirst Communications (SFC), владеющей блокирующим пакетом акций телеканала СТС, было принято решение назна?ить генерального директора канала СТС Александра Роднянского президентом StoryFirst. Теперь он полу?ит контроль над всеми радио- (радио "Максимум") и телевизионными активами SFC. </p> <p>Об истории этого назна?ения</p>

Назначение произошло по инициативе сопредседателей совета директоров - представителя компании MTG Ханса-Хольгер Альбрехта и президента Альфа-банка Петра Авена. Обе компании - акционеры канала СТС. Бывший президент SFC Питер Герви ушел в отставку еще год назад. Все это время руководство холдинга искало ему замену и в итоге решило остановиться на уже имеющейся кандидатуре г-на Роднянского.

Генеральный продюсер и владелец 70% акций "Студии 1+1" (по информации CME, все же 50% - AdReport)кинопродюсер Александр Роднянский стал генеральным директором российского телеканала СТС 15 мая 2002 года. Акционеры первой прибыльной российской телесети сменили ее руководство достаточно неожиданно. Не высказав каких бы то ни было претензий к прежнему гендиректору компании Роману Петренко, они отправили его в отставку и поставили во главе СТС Александра Роднянского. Личный опыт последнего, по его же словам, был аналогичен опыту СТС. Украинский телеканал "1+1", которым он руководил последние годы, точно так же как и СТС, является частью большой международной сети - холдинга Central European Media Enterprises, основным акционером которого является миллиардер Рональд Лаудер.

Прежде чем обратиться к услугам Роднянского, акционеры СТС – StoryFirst Communications и "Альфа-групп" провели серию консультаций с ведущими медиа-менеджерами Европы и США. В числе потенциальных руководителей телесети назывались Марк Томпсон (Channel 4), Джон Уиллис (Granada TV), Руфь Ригли (RTL), Пьер Лескюр (Canal+), Барклай Кнэп (NTL) и другие. Новый руководитель канала должен был сделать практически невозможное: к концу года качество вещания дециметрового СТС в Москве должно быть максимально приближено к качеству метрового ТВС. Кроме того, территория вещания канала должна быть предельно увеличена – до размеров НТВ, а рейтинги программ канала в ближайшие полтора года должны вырасти вдвое.

И хотя амбициозной цели, поставленной владельцами СТС: войти к концу 2002 года в тройку лидеров национального телевидения, Роднянскому удалось достичь лишь к сентябрю 2003-го, его заслуг это не умаляет. C момента его назначения доля аудитории канала выросла с 6.7 % до 9.2%.

* * *

Основатель StoryFirst Communications Питер Герви: «Акционеры хотят, чтобы Роднянский заработал как можно больше денег лично»

Созда в 1989 году компанию StoryFirst Communications, Питер Герви стал одним из первых иностранных медиа-инвесторов в России. Сетевой канал СТС, в создание которого Герви, как он говорил в одном из интервью, вложил $10 млн, теперь бьется за третье место на рынке с НТВ. Инвесткомпании предлагают акционерам канала продать контроль, а частный инвестор Герви вкладывает деньги в развитие нового сегмента медиа-рынка - кабельного телевидения - и в печатный рынок, растущий на 30% в год.

Из интервью Питера Герви российским «Ведомостям», сентябрь ’2003

Если говорить об уже существующих инвестициях, Насколько вы непосредственно участвуете в оперативном управлении СТС?

- Я принимаю участие в повседневной деятельности только в той степени, в какой мою помощь считает необходимой [гендиректор СТС Александр] Роднянский. Я оказываю помощь во взаимоотношениях с акционерами и инвесторами. Но основным помощником в этих делах для Роднянского сейчас является [президент Альфа-банка] Петр Авен. И он показал себя великолепным руководителем и помощником. Я полезен при разработке какой-то долгосрочной стратегии. Например, сейчас у нас есть предложения от других компаний по покупке StoryFirst. Дело в том, что StoryFirst - холдинговая компания. Ее прибыль в этом году - около $40 млн. Это тот рубеж, на котором инвестиционные банки начинают предлагать размещение акций или стратегическую продажу. В принципе, компания не торопится принимать такого рода решения. У нас большие денежные запасы в банке, которые увеличиваются с каждым днем. В этой ситуации Авен будет одним из основных людей, которые будут принимать решение по этому вопросу.

- То есть вы не торопитесь с решением о размещении акций или о продаже компании. Но тем не менее если рубеж уже достигнут, то как быстро должно быть принято решение, с вашей точки зрения?

- Как правило, такого рода решения не принимаются быстро.

- В нынешней ситуации право первой покупки принадлежит "Альфа-групп" или это может быть кто-то еще?

- Нет. У "Альфы" была возможность приобрести больше акций, чем тот пакет, который у них имеется на сегодняшний день. Они не стали это делать. Они грамотные и аккуратные акционеры. Я уточню - целью "Альфы" не является контроль над компанией, потому что это медиа-бизнес, они не хотят вмешиваться в политику. И у них были возможности на протяжении прошедших нескольких лет увеличить свою долю в компании, но они никогда не хотели больше 25%.

- А если StoryFirst примет решение о выходе из капитала СТС?

- Не совсем правильно говорить об участии StoryFirst в СТС, потому что практически СТС и StoryFirst - это одно и то же. У StoryFirst есть радио, сеть СТС, генеральный директор Роднянский, компания "СТС-регионы", генеральным директором которой является Владимир Ханумян. "СТС-регионы" тоже очень успешная компания, она контролирует 20 телевизионных станций во всех основных городах России. И они работают на уровне 40% -ной прибыли. Прибыль StoryFirst до налогов и амортизации составит $40 млн.

- В одном из интервью Роднянский признавался, что одним из условий его прихода на российский рынок и управления СТС является то, что, когда СТС под его руководством достигнет 10% -ной доли, он получит опцион на покупку акций компании. Сейчас СТС уже вплотную приблизился к этой цифре.

- Прежде всего надо сказать, что у Роднянского уже привлекательный менеджерский пакет, который включает опционы, премии, зарплату. И компания делает все необходимое, чтобы Роднянский получал адекватное вознаграждение, когда добивается успеха для компании. Все акционеры StoryFirst хотят, чтобы Роднянский заработал как можно больше денег лично - тем больше денег заработают все акционеры.

ДОСЬЕ

StoryFirst Communications (SFC) - крупнейший иностранный инвестор на рынке теле- и радиовещания в России. Основные медиа-активы StoryFirst: телеканал СТС (потенциальная аудитория 82 млн человек, вещает более чем в 355 городах России). Через 12 лет кропотливой работы, СТС представляет собой канал, который в сентябре 2003 г. стал третьим на российском рынке, обогнав по доле аудитории телекомпанию НТВ. Выручка StoryFirst, по оценкам российских «Ведомостей», превысила $100 млн, прибыль составила несколько десятков миллионов долларов.

Кроме того, в активах – российская телевизионная группа из 8 собственных станций, 7 радиостанций (6 в Росиии и 1 в Киеве). Основные акционеры: Питер Герви, Modern Times Group, "Альфа-групп", Barings Vostok Private Equity Fund, News Corporation, "Дельта Кэпитал" и др. В 2003 г. компания планировала получить свыше $115 млн дохода и свыше $35 млн прибыли.

StoryFirst основана в 1989 г. американским предпринимателем из Сан-Франциско Питером Герви. Первая медиа-компания, принадлежащая StoryFirst, - "Радио Максимум" в Москве - вышла в эфир 25 декабря 1991 г. 2 марта 1999 г. StoryFirst продала 25% -ный пакет своих акций компании СТС холдингу "Альфа-групп". StoryFirst остается держателем основного (75% ) пакета акций СТС.

Амбиции акционеров – в частности, "Альфа-групп" – объясняются желанием в будущем продать принадлежащий ей пакет акций. На другой свой медиа-актив (канал "Муз-ТВ") "Альфа" уже нашла покупателя в лице владельца продюсерского центра "Арс" Игоря Крутого. Возможно, покупателем акций СТС станет сам Роднянский. По крайней мере, в свое время он этого не исключал.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9