29apr2010
ICQ
ICQ

Российская инвесткомпания купила ICQ

По материалам: smi.liga.net

Российская инвесткомпания "Digital Sky Technologies" (DST) договорилась о покупке у американской AOL системы мгновенных сообщений ICQ.

Как сообщает "Коммерсант", сумма сделки составила $187,5 млн. "Приобретение ICQ - стратегический шаг в развитии нашего бизнеса в России и Восточной Европе", - говорит гендиректор DST Юрий Мильнер. Председатель совета директоров и генеральный директор AOL Тим Армстронг, отмечает, что AOL "рада найти достойный "дом" для ICQ в лице DST".

В портфель DST напрямую и косвенно входят контрольный пакет почтового сервиса Mail.ru, контрольная доля в игровом холдинге "Astrum", доли в социальных сетях "Вконтакте.ру", "Одноклассники.ру" и польской Nasza-Klasa.pl, в системе моментальных платежей ОСМП (через "OE Investments"), американской "Groupon". Недавно 10,26% акций DST за $300 млн. приобрела одна из крупнейших китайских Интернет-компаний "Tencent". Доля Юрия Мильнера и Григория Фингера составляет менее 50%. Доля "New Media Technologies" Алишера Усманова составляет около 31,4%. В портфель "DST Global" входят пакеты акций в социальной сети "Facebook", игровом холдинге "Zygna" и др.
 
ICQ была создана в 1996 году израильской компанией "Mirabilis". AOL приобрела активы "Mirabilis", основным из которых являлась ICQ, в июне 1998 года. По данным "comScore Media Metrix", в марте в России было 23,437 млн. пользователей мессенджеров, из них на долю ICQ приходилось 8,486 млн. Всего в мире у ICQ 32,112 млн. пользователей, из них в Германии - 12,864 млн., в Израиле - 1,461 млн. Финансовые показатели не раскрываются.
 
В борьбу за ICQ DST включилась еще в прошлом году, после того как AOL выставила мессенджер на продажу. Это произошло после отделения AOL от "Time Warner" и начала продажи непрофильных активов (в том числе ICQ). Изначально AOL оценила "аську" в $300 млн. (сама AOL заплатила за сервис $287 млн. и еще $120 млн. инвестировала в ее развитие в дальнейшем). Источник, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что стартовая цена составляла $400 млн. Помимо DST, на ICQ претендовала еще одна российская компания - "Проф-медиа": источник, знакомый с деталями переговоров, говорит, что компания была готова заплатить за мессенджер около $60 млн. (DST обсуждала с AOL сумму $200-250 млн). Интерес к ICQ проявляла и китайская "Tencent", однако в апреле этого года "Tencent" стала владельцем 10% DST, что фактически исключило конкуренцию этих компаний за ICQ. Ю.Мильнер не уточняет, была ли сделка профинансирована за счет продажи доли DST китайской компании. Опыт "Tencent" поможет DST монетизировать мессенджеровый бизнес, оговаривается он.
 
В России ICQ сотрудничает с порталами "Rambler" (входит в "Проф-медиа") и "Яндекс", на которых можно воспользоваться мессенджером. Партнеры делят выручку от продажи медийной и контекстной рекламы. В DST утверждают, что еще не определились, будет ли ICQ интегрирована в Mail.ru (у портала есть свой собственный мессенджер "Mail.ru-агент"). Но даже если это произойдет, сотрудничество "Rambler" и ICQ продолжится, уверяет представитель "Rambler" Константин Воронцов. "Если смена владельца ICQ не повлияет на наше партнерство, мы будем сотрудничать и дальше", - говорит и представитель "Яндекса" Очир Манджиков.
 
В 2009 году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, расходы на медийную Интернет-рекламу выросли на 4%, до 7,7 млрд. руб., контекстную - на 11%, до 11,3 млрд. руб. Однако главный источник доходов ICQ вовсе не реклама: мессенджер зарабатывает за счет дистрибуции поиска, утверждает топ-менеджер крупной Интернет-компании.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9