22feb2005

Объем рекламы в Интернете растет быстрее, чем во всех остальных СМИ

<P>&nbsp;</P>

В ближайшие годы реклама в Интернете останется самым быстрорастущим сегментом российского рекламного рынка.

В 2004 г. Рунет стал лидером по темпам прироста рекламных денег среди всех остальных СМИ. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем интернет-рекламы в денежном выражении увеличился на 67%. Для сравнения – объем рынка рекламы на телевидении (второе место по темпам роста) увеличился на 37%. По словам участников рынка, Интернет уже доказал свою "рекламную состоятельность" и сегодня все чаще используется рекламодателями как инструмент для продвижения товаров и услуг. Хотя методики оценки объема рынка не совсем несовершенны, уже сейчас понятно, что сегмент рекламы в Интернете будет еще в течение ряда лет лидировать по темпам прироста. Сам рынок рекламы в Рунете небольшой по причине его молодости, но для рекламодателей он становится все более привлекательным. А в 2009 г. Рунет по объему рекламных денег и вовсе может догнать радио.

Основная причина бурного роста интернет-рекламы – это рост российского сегмента Рунета в целом. "Объем интернет-рекламы растет быстрее всего, потому что большими темпами увеличивается объем пользователей Рунета. Кроме того, в 2004 г. вырос как "физический" объем рекламы, так и цены на нее", – комментирует RBC daily ситуацию Лев Глейзер, президент рекламного агентства AdWatch, размещающего рекламу на Yandex.ru и Mail.ru. Впрочем, на этот счет существует и другая точка зрения. "По нашим данным, сейчас идет рост именно объема рекламы, прежде всего потому, что компании, которые раньше не воспринимали Интернет всерьез, начали понимать, что с его помощью можно привлекать клиентов не хуже, а иногда и лучше, чем с помощью других медийных средств", – сказал RBC daily Леонид Тарасов, руководитель студии веб-дизайна "Силуэт".

Подобной точки зрения придерживается и еще один эксперт. "Объем рекламы в Интернете растет быстрее, чем во всех остальных СМИ, потому что это новый рынок, на который еще несколько лет назад никто не обращал внимания, о возможностях которого никто не догадывался и всерьез не задумывался. Однако из-за постоянного увеличения числа пользователей Интернета в России (по последним данным, это уже порядка 18 млн человек) реклама в глобальной сети быстро доказала свою эффективность и заявила о своих преимуществах. Скажем, через такие медиа, как телевидение или наружная реклама, рекламодателю очень сложно напрямую обратиться конкретно к своей целевой аудитории. А посредством размещения рекламы на определенных сайтах сделать это значительно легче", – сказал RBC daily Валентин Крохин, ведущий аналитик департамента консалтинга РБК. Известно, что у Рунета самая интересная аудитория с точки зрения рекламодателей. Это представители среднего класса, активные с точки зрения потребления.

В результате, с одной стороны, Интернет по составу рекламодателей на сегодня уже ничем не отличается от остальных СМИ, но, с другой стороны, свою специфику он все-таки имеет. По словам Леонида Тарасова, к интернет-рекламе прибегают, прежде всего, компании, работающие в высококонкурентных областях. "Интернет-реклама пользуется большим спросом у компаний, предлагающих потребительские товары в высоком ценовом сегменте – автомобили, бытовую технику, дорогие часы и др., а также разного рода финансовые услуги, услуги связи. Преимущество Интернета для таких рекламодателей в том, что при помощи одного клика на баннер человек может получить подробную информацию о заинтересовавших его товаре или услуге", – отмечает Валентин Крохин. Рекламодатели охотно идут в Интернет еще и потому, что средства по продвижению товаров и услуг на сегодняшний день довольно разнообразны. Это и баннерная реклама (включая всплывающие окна), и контекстная реклама (проплаченная информации о брендах, выдаваемая сайтами-поисковиками), и создание специальных рекламных сайтов, и реклама при помощи онлайн-игр и др. Перспективным направлением является поисковая оптимизация. "Это направление за последние пару лет стало реальным средством привлечения клиентов. Причем эффект от правильно проведенной оптимизации двоякий. Во-первых, сайт становится "понятнее" для поисковых систем, благодаря чему увеличивается приток на сайт целевой публики, и, во-вторых, сайт становится удобнее и понятнее для посетителей, что приводит к превращению их в клиентов компании", – говорит Леонид Тарасов.

Что же касается оценок самого объема интернет-рекламы в денежном выражении, то здесь пока не все так просто. По оценкам АКАР, объем рекламы в Рунете в денежном выражении в 2004 г. составил 30 млн долл. Реальный же объем – и это признают в АКАР – значительно больше. "Данные АКАР об объеме рынка в 30 млн долл. в 2004 г. отражают действительное положение вещей (говорю это как эксперт ассоциации), – отмечает Лев Глейзер. – Следует также учесть, что в итогах года, подведенных АКАР, оговаривается, что продажи контекстной интернет-рекламы не учитывались, поскольку методика оценки ее объема до сих пор не разработана. Впрочем, по моим ощущениям, объем контекстной интернет-рекламы в 2004 г. составил примерно 12-15 млн долл.".

Правда, существуют оценки, намного превышающие даже данные АКАР, с учетом возможного объема контекстной рекламы. "На мой взгляд, данные АКАР по объему рынка интернет-рекламы в 30 млн долл. – сильно занижены. Главная проблема ассоциации состоит в том, что ее эксперты учитывают лишь информацию, предоставляемую рекламными агентствами, что некорректно, поскольку очень много рекламы в Интернете размещается напрямую, без посредников. По моим оценкам, объем "прямой" интернет-рекламы в 2004 г. составил не менее 20 млн долл. (плюс к данным ассоциации и объему контекстной рекламы), но АКАР этих денег не увидела", – считает Валентин Крохин.

Впрочем, несмотря на то, что оценки экспертов по объему сегмента разнятся, их прогнозы по высокой динамике роста интернет-рекламы все-таки совпадают. "Я прогнозирую, что в 2005 г. высокие темпы роста российского рынка интернет-рекламы сохранятся, и его общий объем вырастет примерно на 60%", – считает Лев Глейзер. В РБК отмечают, что, несмотря на расхождения в денежных оценках сегмента, динамика его роста показана АКАР абсолютно верно. "Несомненно, высокая динамика роста интернет-рекламы в 2005 г. будет сопоставима с 2004 г., и объем этого медиа в денежном выражении вырастет минимум на 60%", – говорит Валентин Крохин. Причины ожидаемого роста – в большом потенциале рынка. Согласно итогам 2004 г., подведенным АКАР, в рейтинге СМИ по величине рекламных бюджетов интернет-реклама занимает предпоследнее место, обгоняя только рекламу в кинотеатрах (ее объем – 15 млн долл.). Однако если учесть "неофициальный" объем рынка, более чем вдвое превосходящий официальную цифру, и предположить, что темпы прироста останутся примерно на том же уровне, то не исключено, что к 2009 г. рынок интернет-рекламы догонит по объему рынок радиорекламы (его емкость в 2004 г. составила 200 млн долл., а прирост по сравнению с 2003 г. – 29%).

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9