29oct2004

Олег Волкош, гендиректор Media Arts FCB: "Илья Слуцкий оставил мне замечательное наследство"

По материалам: Реклама в России

Летом нынешнего года российский холдинг Media Arts сделал чрезвычайно выгодное приобретение. Агентство Media Arts FCB возглавил Олег Волкош, экс-руководитель и один из основателей компании Gallup AdFact (доля рынка мониторинга ТВ, прессы и радио которой приближается к 100%) — местного партнера международной сети TNS.

Олег Волкош, генеральный директор агентства Media Arts FCB: "ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕМ-ТО НОВЫМ ДЛЯ МЕНЯ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНЕЕ, НЕЖЕЛИ ПОЖИНАТЬ ПЛОДЫ ПРЕДЫДУЩИХ ПОБЕД"

В одном из первых интервью в новом статусе генеральный Media Arts FCB делится своими планами и объясняет причины, побудившие его так круто изменить карьеру, которой многие могли бы искренне позавидовать.

- Как Вы попали на российский рекламный рынок?

В 1994 году, получив предложение от моих нынешних партнеров Ильи Слуцкого, Дмитрия Чернышенко и Алексея Краснова, я возглавил проект по созданию компании «РосМедиаМониторинг» (РММ). Одной из главных задач нового проекта стала реализация передовых технологий и подходов в области мониторинга рекламы. Этот проект и определил мои профессиональные интересы на дальнейшие восемь лет. Нашими основными клиентами в то время были прежде всего российские рекламные агентства и местные рекламодатели. И только впоследствии мы вышли на рынок международных сетевых агентств, начали работать с крупными рекламодателями.

Надо сказать, что это был не самый удачный момент для создания новой мониторинговой компании в России. Во-первых, у нас уже были два серьезных конкурента (RPRG и «ЭСПАР-Аналитик»). Мы тогда были самыми молодыми, самыми голодными, но в то же время самыми передовыми в плане использования технологий, программного обеспечения, в разработку которых были инвестированы очень серьезные деньги. И поэтому наше предложение было уникальным.

Во-вторых, это был год, запомнившийся всем трагической смертью Влада Листьева, а также мораторием на рекламу на первом канале. Надо понимать, что для бизнеса, связанного с регистрацией рекламы, это было не лучшее время. Но деваться было некуда, я уже принял на себя определенные обязательства по отработке инвестиций и по реализации нового проекта. Нам пришлось начинать в такое непростое время, однако результаты первого года позволили нам получить 15-20% всего рынка мониторинга рекламы.

В 1996 году совместно с Gallup Media на базе РММ была создана новая компания – Gallup AdFact. Создание новой компании позволило объединить материальные и интеллектуальные ресурсы двух структур для дальнейшего развития проекта. Результатом этой работы стала реализация нескольких новых направлений по мониторингу прессы, радио, наружной рекламы.

Год за годом доля Gallup AdFact на рынке росла. Но переломный момент, обусловивший выход компании в абсолютные лидеры, наступил в 1998 году, когда мы смогли предложить сетевым агентствам максимально удобный для них вариант перехода с данных других поставщиков на наши данные. После этого наша доля рынка стала близка к 100%.

- Что Вам удалось на посту руководителя Gallup AdFact и что не удалось?

- Приятно говорить о собственных достижениях. Что действительно удалось сделать, так это создать одну из наиболее высокотехнологических компаний в области исследовательского рынка в России. Об этом я могу говорить со всей ответственностью, потому что с прошлого года компания Gallup AdFact вошла в международную сеть TNS. Мы получили возможность контактировать с компаниями более чем из 20 стран, которые занимаются аналогичным с нами бизнесом. И проведя анализ всего того, что мы разработали, находясь здесь, в России, в определенной изоляции от международных технологий, я с большим удовольствием убедился, что развитие нашего бизнеса, наших технологий полностью соответствуют международному уровню, а в чем-то даже превышают его. Взять, к примеру, систему регистрации телевизионного эфира в регионах нашей страны. Как вы знаете, Gallup AdFact регистрирует эфир в 18 городах России. Аналогичная задача решена только в США. Причем уровень решения, в общем-то, одинаков. Во всех остальных странах, несмотря на больший объем рекламного рынка, несмотря на большее количество денег, зарабатываемых мониторинговыми компаниями, мы не нашли технологий, которые являлись бы более передовыми, чем то, что было разработано нами в России. Вот это основной результат, которого мы смогли добиться за эти восемь лет. Gallup AdFact и по структуре своего бизнеса, и по уровню используемых технологий является сегодня реальным мировым лидером в области исследования рекламы.

Второе достижение – это та команда, которая сейчас работает в Gallup AdFact. И в первую очередь – это руководители направлений, которые занимаются развитием технологий, клиентским сервисом, а также те, кто занимается управлением компанией. Я думаю, что команда, которая сейчас сформирована, с успехом решает, и будет решать все основные задачи.

Еще одно достижение – сотрудничество с компанией «ЭСПАР-Аналитик» под руководством Андрея Березкина. Как я уже говорил, мы были конкурентами в самом начале нашей работы. Но нам удалось договориться о том, что мы будем осуществлять совместный проект в области наружной рекламы. И тот продукт, который «ЭСПАР-Аналитик» делает на сегодняшний день по исследованию наружной рекламы, является реальным лидером в этом секторе рекламного рынка. С 1997 года мы использовали данные по наружной рекламе, предоставляемые «ЭСПАР-Аналитик», вели совместные продажи данных. Мы смогли разделить этот бизнес, помочь друг другу с тем, чтобы совместно достичь большей доли рынка. Это, на мой взгляд, один из немногих удачных примеров партнерства бывших конкурентов. Но здесь надо отдать должное Андрею Березкину. Он мой очень хороший друг и человек, который действительно смотрит далеко вперед.

Не знаю, что сказать о том, что у меня не получилось. Все, что планировали, удалось. Даже результаты относительно доли рынка превысили наши ожидания. Мы никогда не планировали быть монополистами и не стремились к 100% рынка. Кстати, Gallup AdFact и не является сегодня монополистом на рынке, потому что есть другие компании, которые занимаются аналогичными проектами. Сложно говорить о том, что не удалось. Были, наверное, какие-то обстоятельства, которые мешали нам сразу же получить контракты с международными сетевыми агентствами. Мы прошли путь в четыре года, прежде чем смогли договориться о сотрудничестве с D’Arcy, BBDO, Adventa и др. Но, может быть, быстрее и не могло получиться.

- Что заставило Вас перейти из Gallup AdFact, компании в своем роде уникальной на рынке, в рекламное агентство?

- Есть некое конечное количество лет, когда вам интересно заниматься своей повседневной работой. Я очень долго занимался одним и тем же проектом. Для меня это был слишком большой срок.

Почему именно Media Arts FCB? Дело в том, что владельцами этого агентства являются мои старые партнеры и друзья, с которыми было сделано очень много проектов (например, тот же «РосМедиаМониторинг»). Поэтому их предложение я воспринял для себя как достаточно интересное. У меня никогда не было абстрактной цели перейти в другую компанию, хотя предложений было достаточно много. Для меня всегда были важны люди, с которыми придется работать.

- Насколько трудно далось Вам это решение? Не жалеете о сделанном выборе?

Решение было очень непростым. На сегодняшний день меня связывали и связывают определенные обязательства и определенные отношения с моими партнерами по Gallup Media. И я очень дорожу этими отношениями, дорожу нашей дружбой как с Владимиром Гродским, так и с Русланом Тагиевым. Переход в Media Arts подразумевал, что нам придется теперь вести раздельный бизнес. С другой стороны, когда вы управляете компанией, в которой работает 220 человек, у которой порядка 30 клиентов на постоянной основе, не так уж просто – встать и перейти в другой офис. Но я могу сказать, что Gallup AdFact сегодня находится среди лидеров в своей отрасли, компания постоянно развивается, поэтому я оставлял ее со спокойным сердцем. Вторым облегчающим обстоятельством стало то, что с Русланом Тагиевым, который пришел на место генерального директора, мы работали вместе много лет, и я абсолютно спокоен и за свою команду, и за своих клиентов.

Что касается того, жалею ли я о принятом решении или нет, то, как говорил Чингисхан, – который является для меня самым большим авторитетом среди исторических персон, – «если боишься, то не делай, а если делаешь, то не бойся». Если вы принимаете взвешенное решение, долго его обдумываете, то потом вам уже просто не о чем жалеть. Мне сейчас очень интересно работать. И могу сказать, что такого объема контактов у меня не было со времен открытия коммерческого телеканала в Алма-Ате (в 1993-94 О.Волкош реализовал проект по созданию негосударственного «31 канала», который на сегодняшний день входит в один из крупнейших медиахолдингов Казахстана – Ред.).

- Какие первые шаги Вы намерены предпринять на новом посту?

- Я хорошо знаю игроков команды, в которую пришел, и уверен, что Media Arts FCB – одна из сильнейших команд среди рекламных агентств в России. Поэтому сейчас моя основная задача – это максимально быстрое и полное погружение в повседневные дела агентства, связанные с текущим бизнесом.

Уже в ближайшем будущем я планирую предпринять некоторые шаги по сокращению наших временных затрат, по оптимизации использования наших ресурсов для того, чтобы, с одной стороны, предоставить клиентам больше сервиса, больше внимания, а с другой – постараться наиболее эффективно использовать трудозатраты всего агентства в целом. Вторая задача – увеличение доли агентства на рынке, расширение списка клиентов. Для этого с августа, впервые в Media Arts FCB, new business выделен в отдельное направление. Директор по новому бизнесу, Наталья Агре, которая до этого работала в рекламной группе ADV, начинает решать все задачи по привлечению новых клиентов уже сейчас, и достаточно успешно с этим справляется.

- Как оцениваете доставшееся Вам «наследство»?

- К счастью, Илья Слуцкий, который до меня занимал должность генерального директора РА Media Arts FCB, по-прежнему работает в холдинге. Он является президентом группы Media Arts и сейчас уделяет больше внимания развитию всех десяти компаний, входящих в холдинг. Для меня это первый опыт вхождения в уже существующий бизнес, потому что все, что я делал до этого, я создавал с нуля.

"Наследство" мне досталось замечательное. У Media Arts FCB очень хороший client list, очень, как я уже говорил, хорошая команда. Мне не придется никого менять, никого сокращать, и в этом смысле оправдались все мои ожидания. Я вижу, что весь основной персонал занят своим делом и делает его хорошо. С такой командой можно думать о дальнейшем развитии бизнеса, об увеличении доли агентства на рынке.

- Рейтинги, каких СМИ, по-вашему, будут со временем расти, каких – падать? Как изменится в связи с этим конъюнктура рынка?

- Компания Gallup AdFact всегда старалась избегать прогнозов и оценок. Мы всегда говорили о факте: доля этого канала была на этой неделе такой-то, доля того канала увеличилась, доля другого канала уменьшилась и так далее. А прогнозированием мы никогда не занимались, дабы не быть заподозренными в лояльности к тем или иным медиагруппам.

- Расскажите, пожалуйста, о Ваших ожиданиях от рекламного рынка осенью и в дальнейшем?

- Я бы сказал так: в 2002 году объемы рекламного рынка в России будут рекордными за все время его существования. Со всей ответственностью могу утверждать, что будет превышен объем в два миллиарда долларов. Это уже сегодня так, но надо посмотреть, какой из показателей экспертный совет РАРА примет как фактический. Рекламный рынок, как известно, напрямую связан с общеэкономической ситуацией в стране. Я думаю, что при прочих равных 2003 год также будет сопровождаться его ростом. Естественно, этот рост будет гораздо более размеренным. Это будет увеличение уже не на 50%, как в этом и в прошлом году, а где-то на 20%. Но самое главное заключается в том, что рост должен сохраниться. И тут нам есть, чем гордиться. Посмотрите на остальные страны мира: везде мы видим стагнацию, падение объемов, убытки в рекламных агентствах.

Авторские колонки 
Андрей Пясецкий
моБилль о правах
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9