24jul2009
интернет
интернет

Интернет-бизнес и маркетинг после кризиса

Автор: Надежда Анатольева

Самой заметной тенденцией, которая начинается уже сейчас, станет бум мини- и микрофирм. Это небольшие проекты с количеством сотрудников 1-10 человек. Их создателями будут не только независимые предприниматели, но и …

… менеджеры среднего звена из обычных компаний. На первых порах они постараются совместить работу и свой бизнес.
 
Такие проекты часто называют стартапами, но я бы воздержался от использования такого термина в этом случае. Под стартапом подразумевают некий сугубо интернет-проект, например социальную сеть или интернет-сервис. Например, социальная сеть «Профессионалы.ру» – стартап, также как проект о недвижимости «Где этот дом». Такие стартапы нуждаются не только в больших инвестициях. За ними должна стоять оригинальная идея и неплохая техническая подкованность создателя (-лей). Поэтому авторами многих громких стартапов (когда-то им был и Google) являются программисты.
 
Я говорю о другом явлении, не таком ярком и привлекательном для медиа, зато куда более значимом для экономики и общества. Обычные люди, не обладающими талантами программистов и изобретателей, начнут — уже начали — открывать интернет-магазины, сайты по предоставлению услуг, информационные проекты и т. п. Они стали выносить свой профессиональный опыт в сеть.

Например, менеджер по продаже запускает небольшой интернет-магазин, в котором предлагается исключительно сантехника. Он нашел узкую, слабозанятую нишу и пытается превратить ее в бизнес. Или рекламщик открывает мелкий, на 5-10 страничек, сайт, с помощью которого предлагает свои услуги по организации промо-компаний, анализу эффективности контекстной рекламы или бог еще знает чего. Распространятся сайты, посвященные одному-единственному продукту.
Зачем им это нужно?

Кризис подорвал веру менеджеров в стабильное будущее. Сегодня они востребованные специалисты, а завтра их могут попросить на улицу. Причем больше всего пострадали сотрудники наиболее крупных и престижных компаний, которые казались такими непотопляемыми.
 
Как итог, менеджеры стали задумываться о двух вещах: 1) создании дополнительных источников дохода, которые сделают их менее зависимыми от одного работодателя и 2) построении собственного бизнеса, из которого их никто не уволит.
 
У этих людей, как правило, нет серьезных технических знаний. Нет опыта работы в интернете. Нет источника больших инвестиций. Зато есть опыт профессиональной деятельности, который можно монетизировать.
 
Почему именно интернет?

Конечно, срабатывает тот факт, что у интернета сейчас хороший промоушн. Только ленивый не говорит о том, что за интернетом будущее.
 
Пульс блогосферы

Но есть и другие факторы популярности сети в среде микрокомпаний. Во-первых, создание бизнеса в интернете обойдется дешевле: на первых порах офис может быть вирутуальным с базой дома.

Во-вторых, интернет пока не наслаждается столь же пристальным вниманием контролирующих органов, как офлайн-бизнес любого масштаба.

В-третьих, создание сайта можеть обойтись совсем дешево или даже бесплатно, если воспользоваться готовыми шаблонами таких монстров как Wordpress, Joomla, Movable Type и т.п. Это совсем не то же самое, что снять и обустроить обычный офис. Даже интернет-магазин может благополучно функционировать на основе не очень дорогого шаблона.
 
Наконец, интернет — идеальная площадка, на которой можно попробовать себя в роли бизнесмена без особого риска для рабочего места и семейного бюджета. Не получилось — и ладно.
 
Я считаю создание микрокомпаний очень полезным для нашей экономики. У малого бизнеса, который в любой здоровой экономике — основа основ, появится реальный шанс благодаря интернету. Сотни или даже тысячи людей станут создавать рабочие места, становиться более самостоятельными, не надеясь на помощь мега-корпораций и правительства.
 
Интернет-магазины
Конечно, их станет больше. А так как в сеть придет много новичков-экспериментаторов, специализация интернет-магазинов будет более разнообразной и одновременно более узкой. Микро- и малый бизнес не станет открывать очередной 100-тысячепервый магазин с книгами или CD-дисками, пытаясь конкурировать с устоявшимися брендами.

Распространятся магазины только с аудиокнигами на иностранных языках, с продукцией для животных, с одеждой малоизвестных европейских или японских лейблов, с товарами для самостоятельного туризма т. п.
 
discountbooks
Скриншот сайта Discountbooks

Говорят, что некоторые виды товаров непригодны для продажи через интернет. А как вам такой пример: в Москве на престижном Кутузовском проспекте работает бутик дорогой обуви от известных итальянских брендов. Не так давно был открыт интернет-магазин этой же компании. Интересно, что продажи интернет-версии магазина уже сейчас опережают продажи обычного бутика, который расположен в удобном для ЦА месте.
 
Также любопытен феномен ЖЖ-магазина, т. е. торговой точки, которая базируется на блоге в Живом Журнале. Этот ЖЖ-магазин становится источником первого капитала для своего владельца, и с его помощью в дальнейшем открывается более серьезный бизнес.
 
bijouterie
Скриншот блога http://community.livejournal.com/ru_bijouterie/

В общем, экспериментов будет много. Не все окажутся удачными, зато все дадут стимул для развития электронной коммерции.
Мелкое производство на заказ

Еще один вид малого бизнеса, который получит развитие, – производство небольшими тиражами на заказ. На сайте можно будет выбрать параметры будущего продукта — предмета гардероба, детали интерьера, посуды, картины или фотографии — и заказать его изготовление тиражом от 1 экз.

Зачатки такого вида бизнеса мы наблюдаем на сайтах, которые продают футболки с индивидуальным дизайном. Заказчик может выбрать фасон и рисунок (в том числе собственного исполнения).
 
Продажа товаров «по частям»
Те товары, которые можно разбить на составляющие, будут продаваться по частям с оплатой с помощью СМС. В эту категорию попадают книги, музыка, отчасти видеопродукция (например, клипы из сборников). Например, уже сейчас известное издательство Lonely Planet продает электронные версии своих путеводителей по главам.
lonely-planet
Продажа по частям станет средстом борьбы с пиратством, т. к. люди не готовы платить большие деньги за альбом, в котором им нужны всего-лишь 2-3 песни. Кризис научит быть экономным и покупать лишь то, что действительно необходимо.
 
Халяве придет конец

Компании дадут возможность своим потребителям сэкономить с помощью разбиения товаров и услуг на составляющие. Однако они же постепенно начнут монетизировать все свои товары и услуги. Прежде всего, это касается компаний, создающих информационный продукт. Теперь для прочтения статьи на сайте популярной газеты или журнала придется отправлять СМС. Для постоянного доступа сохранится возможность подписки.
 
Интернет-образование

Существует несколько причин, благодаря которым образование через интернет станет очень востребованным.
 
Во-первых, ЕГЭ станет для кого-то непреодолимым барьером. Во-вторых, в сеть придут все те же одиночки и микрокомпании, желающие поделиться своими знаниями. Например, уже сейчас частные платные курсы по веб-дизайну, поисковой оптимизации, фотографии, поварскому искусству и многим-многим предметам можно найти в интернете. Нет оснований считать, что качество образования, полученное из такого источника непременно ниже, чем полученное в обычном платном ВУЗе. В конечном итоге, те же специалисты нанимаются платными институтами в качестве преподавателей.
 
В-третьих, возрастет популярность компьютерных и интернет-дисциплин в связи с развитием интернет-бизнеса. Начинающим предпринимателям будет удобнее совмещать работу с дистанционным образованием.
 
Оплата может быть как за курс, так и за отдельную лекцию или электронную книгу. Здесь мы снова видим хорошую почву для распространения СМС-платежей.
Разновидностью интернет-образования станут платные консультации специалистов на корпоративных или тематических сайтах.
 
Интернет-маркетинг

Вслед за развитием бизнеса в интернете будет развиваться интернет-маркетинг и компании, которые на нем специализируются.
 
Новичкам в интернет-бизнесе (не только малым компаниям) потребуется помощь в продвижении своей деятельности. По-моему мнению, на первый план выйдут услуги, которые помогут повысить эффективность сайта.

Предприниматели, наконец, поймут, что в основе успеха в интернете находится сайт. Не громкие промоакции, не миллионные инвестиции, не «звезды» шоу-бизнеса, не баннерная реклама и не якобы сверх-эффективные вирусные кампании.
 
Самыми перспективными направлениями интернет-маркетинга являются:
  • поисковая оптимизация сайтов,
  • маркетинговый аудит и оптимизация сайта,
  • юзабилити-тестирование,
  • веб-аналитика,
  • написание и оптимизация текстов,
  • интернет- PR,
  • использование социальных сервисов для продвижения.
Эти услуги будут предоставлять как специализированные агентства, так и частные лица и микрокомпании. При этом крупные и средние агентства будут привлекать последних в качестве аутсорсеров по направлениям.
 
Контекстная реклама
Контекстная реклама будет самым востребованным способом рекламного продвижения в сети.
Также частные лица и микрокомпании будут пытаться заработать на контексте с помощью своих сайтов, становясь партнерами Яндекс.Директ и Google. Правда, перспективность этого способа заработка сомнительна. Сайт должен иметь очень большой уровень посещаемости, чтобы контекстная реклама приносила доход. Поэтому  будущим бизнесменам стоит ориентироваться на заработок от размещения рекламы. Предпочтительнее торговля или предоставление услуг.
Вместе с популярностью контекста придет снижение его эффективности. Слишком много людей и компаний будут заказывать размещение контекстной рекламы не разбираясь в ее тонкостях.

Артем Овечкин,
директор по развитию агентства интернет-маркетинга “Matik

Авторские колонки 
Андрей Пясецкий
моБилль о правах
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9