29oct2004

Передел телевизора

По материалам: Ведомости

Медиакомитет разработал для телевидения классификатор - свод правил для определения жанров телепрограмм. Теперь Хрюн Моржов на ТЭФИ уже не попадет в одну номинацию с министром культуры.

Общеотраслевые проекты СМИ, несмотря на существование ассоциаций вроде Индустриального комитета, пока редки. За последний год можно вспомнить разве что Антитеррористическую конвенцию, которую с подачи «Медиасоюза» активно подписывали региональные редакции.

В ближайшие дни получит широкую огласку еще один проект: выпуск двух классификаторов – к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции и к системам измерения телеаудитории. В переводе на русский это означает, что сообществу СМИ предложат обсудить единые правила определения жанров телепрограмм по их содержанию, по форме и по функциям, а также по определению целевой группы.

Работа велась в рамках Медиакомитета, созданного в 2001 году, в частности, для организации первого в России тендера на проведение медиаизмерений, а участие в ней принимали представители представители Первого канала, «России», «Культуры», ТВС, СТС, Ren TV, «Афонтово» (Красноярск), а также рекламных агентств и рекламодателей: РАРА, Media Arts Group, Procter & Gamble.

Как рассказала «Газете.Ru» директор Медиакомитета Ольга Ермолаева, обсуждение классификаторов нужно для того, чтобы они стали общепризнанными. Если появятся единые стандарты определения жанра, то программа «Найди меня», к примеру, уже не будет попадать в рейтингах в категорию развлекательных передач наряду с «Полем чудес», а перекочует в социальные, где ей и место.

Основная проблема на сегодня, считает Ермолаева, состоит в том, что все участники рынка работают по разным классификаторам, при этом, конечно, им приходится считаться с классификатором TNS/Gallup Media, ведь именно эта компания является монополистом на рынке медиаизмерений.

По словам Ермолаевой, воспользовавшись классификатором, «та же Телеакадемия при вручении телевизионных призов ТЭФИ сумеет избежать разных несуразностей». Как утверждает Ермолаева, президент Телеакадемии Владимир Познер уже одобрил принципы, заложенные в этой классификации.

Напомним, наибольшее количество критики обрушилось в прошлом году на телеакадемиков из-за того, что в одной номинации «Ведущий развлекательной программы» конкурировали Максим Галкин, Михаил Швыдкой и Хрюн Моржов со Степаном Капустой. В итоге Хрюн и Степан победили министра культуры.

Классификатор по замыслу будет полезен для рекламодателей (с его помощью легче представить себе аудиторию конкретной программы) и для специалистов по сопоставлению вещания разных стран. «Одно время долго обсуждался вопрос, включать ли мультфильмы в разряд детского вещания, – рассказала Ермолаева. – В итоге решили, что да, и объем детского вещания значительно увеличился».

Последнее важно для телерадиокомпаний, поскольку в лицензиях на вещание прописаны доли детского вещания и других социально значимых жанров. Кроме того, классификаторы могут быть признанными документом, обязательным для исполнения победителем на тендере на проведение медиаизмерений.

Директор по телеизмерениям TNS/Gallup Media Александр Костюк классификатора еще не видел, но признал, что единые стандарты – «это здорово». «Насколько я понимаю, при работе над ними использовался опыт Европейского вещательного союза, потому то, что такая работа проведена, это хорошо», – сказал он «Газете.Ru».

Однако главный вопрос, по мнению Костюка, состоит в том, когда состоится переход на новый классификатор, когда по нему начнет жить индустрия. А это, полагает специалист, может произойти не скоро. «Менять единые стандарты очень сложно, – отмечает Костюк. – Для этого нужно согласие всего рынка, а рекламный рынок пока полностью завязан на нынешнем варианте классификатора».

Объясняя появление классификатора, который использует сейчас его компания, Костюк сказал, что «мы в свое время брали классификатор Russian Reserch, адаптировали его, но рождался он эмпирическим путем, потому я приветствую создание нового».

По мнению гендиректора Ассоциации рекламодателей Вадима Желнина, «то, что создал Медиакомитет, – факт позитивный, но его работу, конечно, должны оценивать специалисты: слишком уж специальная тема». Хотя то, что «сложившуюся систему измерений аудитории нужно усовершенствовать, это очевидно всем».

Завотделом аналитики Первого канала Елена Юровская, которая принимала участие в работе над классификатором, считает, что он, «безусловно, отвечает большинству требований, которые предъявляются к подобным документам». В то же время, по ее словам, классификатор «нельзя сказать, что безупречен. Это все-таки вещь индивидуальная. А у нас, например, очень много авторских программ, которые могут рассматриваться как культурные».

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9