27jul2009
интернет
интернет

Рентабельность интернет-бизнеса даже во время кризиса достигает 30%

Автор: Надежда Анатольева

Самым высоким спросом пользуется разработка онлайн-магазинов и размещение рекламы. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2008-м оборот этого сегмента рекламного рынка составил 100 млн грн — на 67% больше, чем годом ранее. В 2009-м рекламодатели потратят на интернет-продвижение как минимум на 20% больше, притом что остальные медианосители потеряют от 10% до 30% прошлогоднего бюджета за весь 2009-й.

В 2008 году число зарегистрированных доменных имен в зоне .ua, по данным компании «Хостмастер», увеличилось на 22% — к началу 2009-го собственные страницы в Уанете имели почти 400 тыс. украинских компаний и простых граждан. Самыми высокими оказались показатели прироста у домена .com.ua: за прошлый год число имен здесь увеличилось почти на 40% — количество сайтов в коммерческой зоне украинского сегмента сети интернет превысило 136 тыс.

Эксперты прогнозируют, что такими же темпами Уанет будет расти и в нынешнем году. «Экономический кризис не способен сдержать стремительный рост интернет-индустрии, — уверен руководитель проектов веб-студии «Укринтернет» Евгений Костогрыз. — Никому из топ-менеджеров не придет в голову отказаться от мобильной связи или электричества. Интернет-сайт сегодня такая же необходимость. Собственная страница в сети — это не только реклама или престиж, это инструмент ведения бизнеса».
 

Кому это надо

По словам Евгения Костогрыза, сейчас собственные сайты массово создают и регистрируют владельцы семейных бизнесов и частные пользователи, а не только большие предприятия, как это было 5–10 лет назад. «Вчера звонил мальчик девяти лет, интересовался одним из наших пакетов услуг по созданию и поддержке сайта», — изумляется он.
Самым высоким спросом пользуется разработка онлайн-магазинов. Интернет-продажи — один из наиболее перспективных бизнесов в условиях кризиса. За последние три года оборот интернет-магазинов в Украине увеличился в четыре раза — до $400 млн. По прогнозам экспертов, в 2009-м выручка виртуальных продавцов вырастет в среднем на 50% — в период падения покупательной способности усилится переход покупателей из обычных торговых точек в интернет-магазины, где товары дешевле.
интернет-бизнес
Еще активнее торговли мигрирует в сеть периодическая пресса — интерес к печатным СМИ угасает не первый год. С увеличением числа интернет-пользователей и обострения конкуренции на сужающемся рекламном рынке издательские дома запускают онлайн-версии своих изданий. Еще пару лет тому такая тенденция была характерна преимущественно для западного рынка. Так, в 2007-м о закрытии печатной версии журнала Life объявила американская компания Time Inc. Сейчас кризис подталкивает к миграции в интернет издания чуть ли ни всех стран. В феврале 2009-го вышел последний номер российского музыкального журнала FUZZ — в апреле состоялся запуск электронного варианта. В августе прошлого года украинское издательство KP Media полностью перевело в онлайн-режим журнал «Новинар».
Эксперты полагают, что повышенный интерес к интернет-индустрии в ближайший год-два будет способствовать активному росту числа веб-студий и ужесточению конкуренции. «Сейчас многие ищут альтернативный заработок и пробуют себя в этой сфере», — говорит исполнительной директор студии ArtNet Александр Жеванов. Появлению новых игроков способствует стабильный спрос на создание, поддержку и продвижение интернет-ресурсов, а также минимальная цена вхождения на рынок и высокая рентабельность бизнеса, которая даже в условиях экономического кризиса достигает 30%.
 

Как начать бизнес

Первые веб-студии начали появляться в Украине в конце 1990-х годов. Сегодня их количество исчисляется сотнями. В стране работает около двух десятков крупных — топовых — веб-компаний, примерно сотня предприятий среднего уровня и до тысячи мелких фирм и фрилансеров. Причем число последних постоянно растет. «Сегодня студией себя может назвать любой студент, создавший веб-страницу и предлагающий услуги по созданию сайтов», — говорит Евгений Костогрыз. По его словам, чтобы начать этот бизнес, достаточно компьютера, подключенного к интернету, и головы на плечах. «С этого начинали 99,9% фирм, которые впоследствии «обросли» большим штатом и филиалами, — комментирует Евгений Костогрыз. — Основная задача — найти специалистов. Найдете — и вы уже в бизнесе».
 
Начальные инвестиции в веб-студию составляют всего несколько тысяч долларов. «Конкретную цифру назвать невозможно, — говорит директор веб-студии Generix Николай Куликов. — Зависит от региона и масштабов: размера офиса, количества техники, зарплат, затрат на рекламу и т. д. Но нужно отдавать себе отчет, что новая студия начнет окупать текущие расходы не сразу: у нее нет портфолио, постоянных клиентов... Поэтому должен быть финансовый запас — минимум на полгода. С другой стороны, часто студии открывают молодые люди, которые первое время могут работать на чистом энтузиазме. Мы в свое время вообще начинали с нескольких тысяч гривен».
Минимальный штат энтузиастов для старта — три человека: менеджер, дизайнер и программист. С расширением компании постепенно можно доукомплектовывать штат копирайтерами, фотографами и иллюстраторами. Окупаемость зависит от масштаба и уровня студии. «Кто-то сумеет окупить бизнес через полгода, а кто-то — никогда, — говорит Николай Куликов. — В этой сфере немного профессионалов. Но цена входа минимальна, поэтому пробовать будут и те, кто мало что умеет. Другой вопрос: получится ли».

Жесткая конкуренция

Уровень конкуренции в интернет-индустрии высокий — закрепиться на рынке удается не каждому. «Конкуренция растет, поэтому в борьбе за клиента выигрывают игроки со стажем. Основной капитал веб-студии — опыт и примеры удачных работ. Выйдя на рынок с тремя сайтами в портфолио, трудно привлечь серьезных клиентов», — уверен Евгений Костогрыз.
Правда, кризис внес коррективы и в это правило. В условиях жесткой экономии бюджетов потенциальные заказчики при выборе исполнителя все чаще руководствуются ценовыми критериями. «Топовым студиям с нереально высокими ценами за услуги придется тяжело, — уверен Николай Куликов. — Если раньше компании позволяли себе переплачивать за «имя», сейчас они рациональнее относятся к выбору исполнителя».
интернет-бизнес
Характеристика ниши
Веб-студия
Начальные инвестиции: от $3–5 тыс.
Окупаемость: от 6–12 месяцев
Рентабельность: 30%
Уровень конкуренции: высокий
Особенности: демпинг со стороны фрилансеров
Не удивительно, что некоторые студии перевели расчеты в национальную валюту, но, как правило, частично. «Расценки на создание сайтов зафиксированы в гривне. Однако регистрация доменных имен, хостинг (физическое размещение сайта на сервере. — Прим. Контрактов), контекстная реклама привязаны к доллару, поскольку с поставщиком услуг мы рассчитываемся американской валютой», — объясняет Николай Куликов. «Эта сфера еще долго будет долларовой, так как себестоимость сайта и его обслуживания часто зависит от западных решений, от стоимости оборудования, трафика, цен на ПО и т. п.», — комментирует Евгений Костогрыз.
По мнению игроков рынка, уход заказчиков, которые из-за финансовых проблем не смогут поддерживать сайт, будет компенсироваться компаниями, закрывающими старый бизнес и открывающими новый — им будет нужна раскрутка. «На рекламе экономить нельзя, иначе ситуация только ухудшится. А интернет — один из самых дешевых методов продвижения и поддержки бизнеса», — говорит Николай Куликов.
 

Только цифры
Важный фактор роста бизнеса веб-студий — рост затрат на онлайн-рекламу. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2008-м оборот этого сегмента рекламного рынка составил 100 млн грн — на 67% больше, чем годом ранее. В 2009-м рекламодатели потратят на интернет-продвижение как минимум на 20% больше, притом что остальные медианосители потеряют от 10% до 30% прошлогоднего бюджета за весь 2009-й. Правда, пока массовой миграции рекламодателей в интернет не произошло. «Да, сегодня интернет — наиболее выгодное вложение рекламных бюджетов, — соглашается директор Seo-studio Виталий Цуд. — Но нельзя сказать, что рекламодатели уже осознали этот факт». По его словам, лавинообразный рост спроса на онлайн-продвижение возможен лишь в том случае, если несколько крупных рекламодателей полностью уйдут в интернет-рекламу. «Но чем крупнее клиент, тем сложнее проходят процессы принятия таких решений, — добавляет Виталий Цуд. — Моим менеджерам иногда на пальцах приходится объяснять IT-директорам крупных копаний технологию, смысл и выгоду использования интернет-площадок в рекламных целях».

 

 

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9