Возможен ли Интернет для русских?Крупнейшие российские интернет-компании должны принадлежать российским инвесторам — такова позиция министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева. |
«Мы бы хотели, чтобы те российские компании, которые имеют лидирующие позиции (в том числе технические) в интернете, например поисковики, оставались российскими с точки зрения как собственности, так и интеллектуального потенциала», — заявил «Ведомостям» Игорь Щеголев (интервью с ним см. на стр. А6). Министерство, по его словам, не собирается регулировать содержание сайтов, но заинтересовано, чтобы «команды, которые <...> сделали инновационные продукты для российского интернета, оставались в России».
По данным Alexa.com (рейтингует сайты по трафику), в первую пятерку сайтов рунета входят социальная сеть «В контакте», поисковик «Яндекс», почтовый сервис Mail.ru, социальная сеть «Одноклассники» и поисковик Rambler. Владельцы всех этих сайтов — российские бизнесмены. «В контакте», «Одноклассники» и Mail.ru подконтрольны инвесткомпании Digital Sky Technology (DST), зарегистрированной на Британских Виргинских островах, но принадлежащей Юрию Мильнеру, Григорию Фингеру и совладельцу «Металлоинвеста» Алишеру Усманову, напоминает источник в DST. Контролирующий акционер Rambler, говорит представитель компании Константин Воронцов, — российский медиахолдинг «Профмедиа». В «Яндексе» 50% — у основателей и менеджеров компании, остальное — у западных инвестфондов, но по акционерному соглашению деятельность компании контролирует российский менеджмент.
Осенью прошлого года государство помешало американской Google упрочить свои позиции в России. Летом Rambler договорилась продать ей за $140 млн 100% второго в России (после «Яндекса») продавца контекстной рекламы «Бегун». Предполагалось, что после этого на домашнюю страницу Rambler будет интегрирован поисковик Google, а в результатах поиска будут отображаться рекламные объявления клиентов обеих компаний. Купив «Бегуна», Google могла стать сильнейшим конкурентом «Яндекса» на российском рынке контекстной рекламы (его объем в 2008 г. Mindshare Interaction оценивает в $358,7 млн). Но в октябре ФАС не разрешила Google приобрести «Бегуна»: заявитель не представил достоверной и достаточной информации о структуре своей собственности, объяснил тогда руководитель ФАС Игорь Артемьев. Недовольство сделкой с американцами выразил премьер-министр Владимир Путин, сетовал источник, близкий к акционерам Rambler. Щеголев не говорит, с чем был связан отказ Google. Представитель Google вчера не стал комментировать заявление Щеголева. А президент «Профмедиа» Рафаэль Акопов заметил: рынок должен оставаться открытым, а государство — «выработать единые правила, независимые от национальности инвестора».
Летом 2008 г. высокопоставленный чиновник российского правительства говорил, что охват и влияние крупных интернет-компаний стали сопоставимы с ТВ, поэтому государство озабочено тем, что значительные пакеты в них принадлежат иностранцам.
Стремление государства защитить стратегические отрасли нормально, а интернет де-факто стал стратегическим, согласен совладелец Liveinternet Герман Клименко. Стратегической называл свою компанию в интервью «Ведомостям» и гендиректор и совладелец «Яндекса» Аркадий Волож.