Объем рекламного рынка Украины в 2004 г. и прогнозы на 2005 г.<P>Общий объем рекламного рынка в <STRONG>2004</STRONG> году составил <STRONG>571 миллион</STRONG> долларов США. По прогнозам Коалиции в <STRONG>2005</STRONG> году рекламный рынок в Украине продолжит свой рост и составит не менее <STRONG>700 миллионнов</STRONG> долларов США. </P> |
Общий объем рекламного рынка в 2004 составил 571 миллион долларов США, в том числе в медиа 347 миллиона. По прогнозам Коалиции в 2005 году рекламный рынок в Украине продолжит свой рост и составит не менее 700 миллионнов долларов США. Все цифры указаны без учета налогов.
Более подробная разбивка по различным медиа и статьям рекламного бюджета приведена в табл.1
Таблица 1.
Прогноз итогов года, июнь 2004, млн USD |
Финальный итог 2004, млн, USD | |
Телевизионная реклама |
165 – 175 |
165 |
Наружная реклама |
85 |
86 |
Пресса |
81 |
81 |
Радио |
10 – 12,2 |
13,5 |
Интернет |
1 – 1,5 |
1,5 |
Всего МЕДИА |
342 – 354,7 |
347 |
Рекламное производство (видео, аудио, рекламная полиграфия, постеры для наружной рекламы) |
48 |
45 |
PR всего, в том числе коммерческий PR без учета advertorials (рекламных статей) |
40 |
42
8 |
Спонсорство |
70 |
70 |
Другие рекламные и маркетинговые акции и услуги |
25
|
40
|
Всего НЕ-МЕДИА |
183 |
197 |
Агентские комиссии и гонорары |
27 |
27 |
Всего рекламный рынок |
552 - 565 |
571 |
Прежде чем перейти к прогнозу на 2005 год, считаем необходимым сделать ряд примечаний.
Практически все специалисты Всеукраинской рекламной коалиции, принявшие участие в данной работе, были единодушны в оценке объемов рекламного рынка. Небольшие разночтения в объемах интернет-рекламы, радио или оценке product placement в ТВ вполне вписываются в 5 – 10% погрешность.
Несколько слов об оценке объемов PR услуг. Приведенная в таблице цифра получена на основании опроса представителей разных типов медиа о соотношении доходов от рекламы и PR. В то же время, специализированные PR-агентства оценивают свои годовые объемы в области коммерческого PR в 7 – 8 млн долларов.
Величина агентского вознаграждения была оценена “консервативно” - 27 млн, хотя существовали и более “оптимистичные” (до 30 млн) цифры.
А теперь о прогнозах на год 2005 (см. таблица 2)
Таблица 2.
Прогноз объемов-2005, млн USD |
% изменения к 2004 | |
Телевизионная реклама |
205 |
24% |
Наружная реклама |
104 |
21% |
Пресса |
100 |
23% |
Радио |
19 |
41% |
Интернет |
2 |
33% |
Всего МЕДИА |
430 |
24% |
Рекламное производство (видео, аудио, рекламная полиграфия, постеры для наружной рекламы) |
53 |
18% |
PR всего, в том числе коммерческий PR без учета advertorials (инфосообщений) |
45
12 |
7%
50% |
Спонсорство |
80 |
14% |
Другие рекламные и маркетинговые акции и услуги |
57 |
43% |
Всего НЕ-МЕДИА |
235 |
19% |
Агентские комиссии и гонорары |
35 |
30% |
Всего рекламный рынок |
700 |
23% |
Таким образом, по прогнозам Коалиции рекламный рынок в Украине продолжит свой рост и составит (а может по итогам и превысит) очень ровную цифру - 700 миллионнов долларов США.
Предоставив право всем заинтересованным самостоятельно анализировать данные таблицы 2 и делать выводы по отдельным медиа или различным рекламным услугам, сами же проследим динамику роста украинского рекламного рынка за последние три года (табл.3)
Таблица 3.
Объем 2003, млн USD |
% изменения к 2002 |
Объем 2004, млн USD |
% изменения к 2003 |
Объем 2005, млн USD |
% изменения к 2004 | |
Телевизионная реклама |
130 |
53% |
165 |
27% |
205 |
24% |
Наружная реклама |
60 |
58% |
86 |
43% |
104 |
21% |
Реклама в прессе |
60 |
114% |
81 |
35% |
100 |
23% |
Радио |
9 |
12,5% |
13 |
44% |
19 |
41% |
Интернет |
1 |
0% |
1.5 |
50% |
2 |
33% |
Итого МЕДИА |
260 |
62,5% |
347 |
34% |
430 |
24% |
Всего не-медиа плюс агентская комиссия и гонорары |
160 |
60% |
224 |
40% |
270 |
21% |
Всего рекламный рынок |
420 |
62% |
571 |
36% |
700 |
23% |
Как видно при анализе таблицы 3, рост объемов рекламного рынка Украины постепенно снижается, что, на наш взгляд, вполне естественно.
С одной стороны, все дальше последствия провальных для рынка 1998-1999 годов (вспомним про российский дефолт), после которых отсчет рекламных объемов шел практически с ноля.
С другой стороны, увеличение абсолютных цифр рекламного рынка (объема) в свою очередь приводит к уменьшению цифр относительных (% роста).
Президентские выборы – 2004, на взгляд экспертов Коалиции, способствовали (в рамках 4% годового объема) росту рекламы в 2004 и соответственно этих процентов (точнее денег) не досчитается рекламный рынок в 2005 году.
Есть и еще одна сторона. Бурный рост рынка в 2003 году (см. табличные данные) имел и чисто “техническую” причину. Дело в том, что при оценке объемов рынка-2002 экспертами Коалиции не учитывался ряд показателей, в том числе по региональной рекламе, прессе и т.д., т.е. объем рынка 2002 был занижен.
Ну и конечно, нельзя не принимать во внимание и фактор некоторой политической нестабильности в стране в ноябре - декабре 2004, который оказывает влияние на рекламные объемы – 2005 (особенно в первом полугодии). Впрочем, и переоценивать политическую “кризисность” не стоит.
Интересным на взгляд Коалиции представляется и проанализировать % долю различных медиа каналов в общем объеме медийной рекламы. Выполним эти расчеты уже для нового 2005 года (см. табл.4)
Таблица 4
Объем 2005, млн USD |
% доля в итоговом медиа объеме | |
Телевизионная реклама |
205 |
48 % |
Наружная реклама |
104 |
24 % |
Пресса |
100 |
23 % |
Радио |
19 |
4 % |
Интернет |
2 |
менее 1 % |
Всего МЕДИА |
430 |
100% |
Ну и напоследок, давайте сверим свое развитие с соседским. И чтобы подчеркнуть лишний раз дух общественных перемен, сравним украинский рекламный рынок не с российским, а скажем, с прибалтийским.
Вот какими рекламными суммами оперирует Прибалтика. По данным, представленным Margo Veskimagi, Regional Integration Director, TNS Emor, Estonia, на фестивале Golden Hammer в августе 2004, суммарный годовой рекламный рынок (net) прямой рекламы трех стран Латвия, Литва, Эстония – 200 млн Euro. Учитывая, что общее население упомянутых стран 7.2 млн человек, имеем 27.78 рекламного Euro на душу населения. Давайте сравним эти цифры с аналогичными украинскими показателями: рекламный медиа-рынок 2004 равен 347 млн USD или ориентировочно 266 млн Euro. Т.е. при населении скажем 48 млн человек, получаем 5.55 рекламного Euro на одного украинца. Или почти в 5 раз меньше, чем у прибалтийских соседей.
Есть еще куда развиваться рекламной Украине, а там глядишь, может еще догоним и перегоним соседей. Кстати, вот динамика роста рекламного рынка в некоторых странах Балтии: 5% - в Эстонии, 17% - в Латвии. Что как видно из прогноза Рекламной коалиции уступает скорости роста рынка рекламы в Украине.
Ну и последняя таблица, сравнивающая структуру прибалтийского и украинского рынков прямой рекламы. (см.табл.5)
Таблица 5.
% доля в итоговом медиа объеме Прибалтики |
% доля в итоговом медиа объеме Украины | |
Телевизионная реклама |
34 % |
48 % |
Наружная реклама |
8 % |
24 % |
Пресса |
45 % |
23 % |
Радио |
12 % |
4 % |
Интернет |
менее 1 % |
менее 1 % |
Не факт, что украинской наружке нужно срочно предпринимать какие-то скоропалительные лоббистские усилия, но задуматься над тенденцией стоит (если это, конечно, тенденция, а не национальные особенности).
В заключении еще раз напомним, что все вышеприведенные данные объемов рынка носят экспертный характер и не могут совпадать с цифрами мониторинговых компаний, оперирующих прайсовыми показателями. В экспертной оценке Всеукраинской рекламной коалиции приняли участие представители крупнейших рекламных холдингов Украины, рекламных и медиа агентств, производственных компаний, телеканалов, печатных СМИ и др.