По прогнозу, составленному аналитическим подразделением рекламного агентства ZenithOptimedia (входит в рекламно-коммуникационный холдинг Publicis Groupe), российский рекламный рынок в 2004 вырастет на 27,8%.
Таким образом, по сравнению с предыдущим годом темпы роста рынка слегка замедлились — в 2002–2003 гг они составили 30,8%. Общий объем рекламных затрат в 2004 году достиг $3,360 млрд. Лидером по рекламным затратам, как и в прошлом году, остается компания Procter & Gamble, потратившая на рекламу своих продуктов в России с января по сентябрь $850 млн. Второе и третье места достались также транснациональным корпорациям — Nestle ($365 млн) и Unilever ($295 млн). В десятку крупнейших рекламодателей вошли лишь две российские компании — ОАО «Вимм-Билль-Данн» ($274 млн) и МТС ($130 млн).
По данным ZenithOptimedia, наиболее активно в 2004 году рекламодатели наращивали затраты в интернете (прирост 94,4% по сравнению с 2003 годом), на телевидении (36,4%), в кинотеатрах (25%) и в наружной рекламе (22,6%). В категориях рекламируемых товаров лидирует пиво — с января по сентябрь рекламодатели потратили на продвижение пивных брендов $823 млн, а рост затрат в этой категории за год, по прогнозу ZenithOptimedia, составит 42%. Наиболее бурный рост в 2004 году — 128% — продемонстрировала скрытая реклама, или product placement. Всего на подобную рекламу с января по сентябрь было потрачено $555 млн — существенно больше, чем за весь 2003 год ($417 млн).
В 2005 году агентство прогнозирует дальнейшее замедление темпов роста рекламного рынка. Согласно прогнозу, в будущем году рекламные затраты в России вырастут на 21%, а наиболее динамично развивающимися рекламными носителями останутся телевидение (в особенности региональное) и интернет.
Ведущие 10 рекламодателей в России
Рекламодатель |
Затраты в 2003* |
Затраты в 2004** |
Изменение за год (%) |
Procter & Gamble |
830 |
850 |
37 |
Nestle |
392 |
365 |
26 |
Unilever |
380 |
295 |
-3 |
Вимм-Билль-Данн |
369 |
274 |
4 |
Mars |
356 |
225 |
8 |
L‘Oreal |
286 |
331 |
75 |
Henkel Group |
253 |
269 |
58 |
Wrigley |
223 |
189 |
16 |
МТС |
214 |
130 |
-15 |
Pepsi Co |
204 |
217 |
22 |
*цифры в миллионах долларов
**с января по сентябрь 2004 года
Ведущие 10 категорий рекламируемых товаров
Категория |
Затраты в 2003* |
Затраты в 2004** |
Изменение за год (%) |
Пиво |
770 |
823 |
0.42 |
Мобильная связь |
520 |
481 |
0.34 |
Промоакции |
504 |
415 |
0.3 |
Скрытая реклама |
417 |
555 |
1.28 |
Соки |
368 |
292 |
0.22 |
Шампуни |
318 |
277 |
0.17 |
Стиральные порошки |
285 |
307 |
0.67 |
Жевательная резинка |
278 |
243 |
0.14 |
Растворимый кофе |
247 |
135 |
-0.08 |
Йогурты |
246 |
259 |
0.55 |
*цифры в миллионах долларов
**с января по сентябрь 2004 года