Ядовитая политика, или Минздрав предупреждает!..<P><I><FONT face="Times New Roman" size=3>Украинский полити?еский web за неделю (6.12-13.12)</FONT></I></P> |
Украинский политический web за неделю (6.12-13.12)
Из всех тем, которыми был на минувшей неделе перегружен украинский фрагмент Сети, выберем самую, на наш взгляд, важную. Итак, после обнародованных в субботу выводов австрийских специалистов о намеренном отравлении Виктора Ющенко диоксином, Генпрокуратура снова будет исследовать степень ядовитости украинской политики. Принятое в октябре экс-генпрокурором Геннадием Васильевым решение о закрытии дела отменено. Васильев считал, что оппозиционный пострадал от «герпесной инфекции», в том же убеждали нас некоторые представители Минздрава. Они, кстати, снова тут как тут.
Первый замминистра здравоохранения Украины Александр Орда, комментируя ситуацию для ForUm’a, заявляет, что наличие или отсутствие диоксина невозможно выявить по анализу крови, нужно брать анализ жировой ткани, делать биопсию. «В Советском Союзе в свое время был прецедент: похоже, что именно под него подогнали сегодня схему с диоксином, - цитирует ForUm слова замминистра. - Но те, кто это сделал, не учли один важный момент - для того, чтобы диоксин подействовал на Ющенко так, как мы видим в настоящее время, он должен был дозировано применяться как минимум в течение 2, а то и 2,5 месяцев. Возможность подобное делать была только у людей из ближайшего окружения Ющенко».
Итак, Минздрав Украины предупреждает: окружение Ющенко опасно для здоровья. Соратники лидера оппозиции с таким утверждением вряд ли согласятся. У них на этот счет есть свое мнение. Напомним, что Юлия Тимошенко еще в начале октября, во время обострения болезни лидера коалиции «Сила народа», публично заявила, что Виктора Ющенко отравили спецслужбы.
«Виктора Андреевича пригласили для беседы на дачу председатель СБУ Смешко и его заместитель Сацюк, - сказала Ю.Тимошенко, выступая в начале октября на митинге в Черкассах. - Поскольку речь должна была идти о невмешательстве силовых структур в выборный процесс, Виктор Андреевич счел нужным откликнуться на приглашение. А через два часа после ужина в этой компании у него начались сильнейшие, до потери сознания, боли. Была вызвана «Скорая», его доставили для лечения в правительственную клинику «Феофания». Но там состояние его здоровья продолжало ухудшаться, поэтому мы сочли продолжение курса лечения в «Феофании» крайне опасным и самолетом вывезли Виктора Андреевича в Вену. Как выяснилось вскоре, мы поступили правильно. Венские врачи сказали нам, что еще 48 часов такого лечения - и мы лишились бы народного кандидата…». По мнению Юлии Владимировны, «не исключено, что власть снова закажет устранение Виктора Ющенко, и за первой неудавшейся попыткой последует вторая».
Таким образом, лидеры оппозиции с самого начала не сомневались, что «герпесная инфекция» в данном случае носит очень уж специфический характер. Хотя пресс-служба Виктора Ющенко, подтверждая факт встречи 5 сентября лидера «Нашей Украины» с руководителями спецслужбы, отмечала, что выводы делать рано. «Мы не знаем дня отравления Виктора Ющенко, поскольку его доставили в клинику через несколько суток, и врачи не смогли это установить, - заявила 29 сентября агентству Интерфакс-Украина пресс-секретарь кандидата от оппозиции Ирина Геращенко. - Поэтому мы не можем говорить о параллелях между встречей с руководством СБУ и отравлением Ющенко».
Следствие спецслужбу, кажется, ни в чем предосудительном не подозревало. Руководитель пресс-службы Генпрокуратуры Украины Сергей Руденко в конце сентября подчеркивал, что «на сегодняшний день никто не говорит о причастности или непричастности руководства СБУ к отравлению Ющенко». Глава СБУ Игорь Смешко подтвердил журналистам и членам парламентской следственной комиссии факт своей встречи 5 сентября с кандидатом в президенты Украины Виктором Ющенко, отметив, что встреча состоялась по просьбе последнего. Вскоре пресс-центр СБУ выступил с заявлением, в котором обращалось внимание на «некорректное изложение некоторыми СМИ информации, которая содержалась в интервью председателя Службы безопасности Игоря Смешко, данном им журналистам в Верховной Раде Украины». По утверждению пресс-центра, «…отвечая на вопрос журналиста, Смешко не подтвердил, а опроверг то обстоятельство, что факт отравления уже установлен следствием».
Этот факт, напомним, тогда так и не был установлен: вскоре Генпрокуратура вытребовала все материалы из СБУ, ссылаясь на некие обстоятельства, которые необходимо было расследовать объективно, полно и беспристрастно. Уж не знаем, насколько полно эти обстоятельства были расследованы, а финал известен: «герпесная инфекция». Тогда же пресс-службой Генпрокуратуры подчеркивалось, что «факт встречи руководства СБУ с Виктором Ющенко незадолго до отравления последнего еще не доказывает причастность сотрудников СБУ к его болезни».
Сама спецслужба также обещала содействовать скорейшему выяснению всех обстоятельств отравления Ющенко. И обещание сдержала, но странным образом. Так, в Черниговской области сотрудники СБУ приглашали на собеседование местных журналистов, которые освещали предвыборную поездку лидера «Нашей Украины» по региону 5 сентября и интересовались, видели ли акулы пера, кто именно наливал водку лидеру оппозиции. Все это привело к скандалу. Местные журналисты даже заподозрили, что СБУ отрабатывает версию, запущенную телеканалом «Интер» (в сюжете шла речь о том, что Ющенко угостили в Чернигове какой-то водкой, настоянной на коре, что-де и могло привести к отравлению).
«Изначально, без наличия реальных доказательств, усиленные попытки со стороны правоохранительных органов и провластных СМИ представить дело так, будто бы Ющенко отравился именно в Чернигове, а не позже, лишь в очередной раз непроизвольно подталкивают к мысли об искусственности и малой вероятности такой версии, отрабатываемой в Администрации Президента и штабах СДПУ(о), - заявил в интервью Интернет-газете «Высокий Вал» журналист и депутат Черниговского горсовета Сергей Шумило. - Подобная попытка бросить тень на Чернигов и его жителей, в своей значительной массе поддерживающих Виктора Ющенко, есть не что иное как избитая предвыборная пиар-тактика по разигрыванию карты Украины и противопоставлению ее западной части населения – восточной, что, в свою очередь, небезопасно для стабильности, целостности и гражданского мира в стране. Такие действия со стороны провластных структур у нас, коренных черниговцев, вызывают лишь недоумение и сожаление».
Потом возникла – и тут же была опровергнута спецслужбой – версия использования биологического оружия. СБУ отмечала, что «ни во времена СССР, ни сейчас Украина не имела, не имеет, не изготовляла и не распространяла биологическое оружие». Кроме того, подчеркивалось, что биологическое оружия якобы «нельзя применить к одному человеку», поскольку это «вирус, который распространяется бесконтрольно».
Затем последовали скандалы вокруг выводов специально созданной парламентской следственной комиссии, которая также не обнаружила факта отравления оппозиционного кандидата, но сочла изменения лица Виктора Ющенко следствием «соединения герпетической инфекции и угрей». Оппозиция обвинила комиссию в предвзятости, а глава комиссии народный депутат Владимир Сивкович заявил, что на него оказывается давление со стороны «Нашей Украины». Попутно, по ходу спора, едва не закрыли оппозиционный «5 канал», журналистам которого пришлось даже прибегнуть к длительной голодовке в знак протеста против действий, в том числе, Владимира Сивковича.
И вот теперь выводы австрийских специалистов заставляют вернуться к версии намеренного отравления Виктора Ющенко. Диоксины – это большая группа высокотоксических хлорсодержащих соединений, поэтому предстоит еще выяснить, какое именно соединение было использовано. Известно, что диоксин содержал, например, применявшийся американцами во Вьетнаме для демаскировки партизан гербицид «Оранж эйджент». Вообще, диоксины считают «коварным ядом», поскольку они, в отличие от других ядов, не просто подавляют определенные функции организма, но индуцируют активность ряда окислительных железосодержащих ферментов, что приводит к нарушению обмена многих жизненно важных веществ и поражению отдельных органов и тканей. По сути, диоксины вырабатывают яд внутри самого организма, а потому чрезвычайно опасны даже в самых микроскопических дозах.
Кстати, когда в итальянском городе Севезо в 1976 году в результате взрыва на местном заводе в атмосферу попало 20 килограммов диоксинов, у части горожан, получивших самые большие дозы отравления, появились на лицах прыщи (хлоракне) – правда, только через два месяца после инцидента. По мнению некоторых экспертов, именно хлоракне так разительно изменили лицо лидера «Нашей Украины».
Кто совершил эту попытку отравления? Вопрос к Генпрокуратуре, которая снова открыла уголовное дело. Директор клиники Rudolfinerhaus отметил, что уголовное расследование не входит в задачи врачей, но «есть подозрение, что без третьей стороны тут не обошлось». Ведь диоксин легко можно подмешать в любое блюдо.
В лагере оппозиции зреют подозрения, что без «руки Москвы» не обошлось. «Один из видных представителей лагеря Ющенко в интервью лондонской газете «Обсервер» заявил, что отравление явно планировалось профессионалами, - передает Би-Би-Си. - По словам собеседника "Обсервер", яд, которым отравили Ющенко, - Т-2, он же «желтый дождь», советский ответ на американский «агент орандж».
Британская The Independent пишет, что заявление врачей клиники Rudolfinerhaus напоминает сюжет из романов Ле Карре, но – «слишком часто в бывшем Советском Союзе правда еще страшнее любой литературы». Газета предполагает, что от устранения Ющенко больше всего выиграл бы его основной конкурент - Виктор Янукович, который в то время был премьер-министром и контролировал, помимо прочего, и спецслужбы. Сам Янукович отрицает свое влияние на правоохранительные органы и настаивает на тщательном расследовании всех обстоятельств отравления Виктора Ющенко.
А глава комиссии Верховной Рады по расследованию обстоятельств отравления Виктора Ющенко Владимир Сивкович заявляет, что факт отравления Ющенко еще не доказывает факта покушения на жизнь оппозиционного кандидата. По мнению Сивковича, Украина должна самостоятельно провести объективное расследование всех новых обстоятельств, которые могли бы привести к болезни или отравлению Ющенко, для чего из австрийской клиники должны быть вытребованы все материалы проведенных там исследований, включая результаты лабораторных анализов.
Что ж, пока мы не располагаем достаточным для каких-либо выводов объемом информации. Ясно лишь одно: выводы врачей венской клиники Rudolfinerhaus станут сейчас еще одной картой в большой политической игре. Вот уже «глубокую обеспокоенность» выразил Госдепартамент США, призвавший украинские власти к проведению тщательного расследования этого дела. Но всю правду об обстоятельствах отравления оппозиционного кандидата мы узнаем (если узнаем вообще) только после выборов.