19jan2005

Independent Media теряет независимость

<P>В ближайшее время российский издательский дом Independent Media (IM) может сменить владельца. По сведениям Ъ, покупателем контрольного пакета акций IM станет один из крупнейших в Европе медиахолдингов ? финский SanomaWSOY. Комментируя сделку, эксперты прогнозируют усиление конкуренции на российском рынке.&nbsp;&nbsp;</P>

В ближайшее время российский издательский дом Independent Media (IM) может сменить владельца. По сведениям Ъ, покупателем контрольного пакета акций IM станет один из крупнейших в Европе медиахолдингов – финский SanomaWSOY. Комментируя сделку, эксперты прогнозируют усиление конкуренции на российском рынке.

В состав крупнейшей в Северной Европе финской медиакомпании входят пять подразделений: Sanoma Magazines (издание и распространение журналов), Sanoma (издание газет, в том числе двух крупнейших в Финляндии – Helsingin Sanomat и Ilta-Sanomat, а также деловой Taloussanomat), WSOY (издательский бизнес), SWelcom (электронные СМИ) и Rautakirja (книжные магазины, мелкая торговля, распространение газет). Чистые продажи SanomaWSOY в 2003 году составили €2,4 млрд; операционная прибыль – €202,5 млн.

Официально в обеих компаниях не комментируют предстоящую сделку. Вице-президент финского медиахолдинга Райа Кариола заявила корреспонденту Ъ, что "не может комментировать рыночные слухи до официального пресс-релиза, так как акции компании торгуются на бирже". Председатель совета директоров IM Дэрк Сауэр, которого звонок корреспондента Ъ застал на катке, попросил перезвонить через час. Однако в назначенное время к мобильному телефону подошла его секретарша и сообщила, что господин Сауэр "сейчас не доступен".

В то же время большинство опрошенных Ъ участников рынка уже слышали о готовящейся сделке и знают об интересе финнов к российскому рынку. "Sanoma три года пытался выйти на российский издательский рынок,– утверждает генеральный директор маркетингового агентства 'Медиамарк' Константин Исаков.– Например, финский холдинг вел переговоры с 'Системой масс-медиа' о приобретении ее издательских активов, а также о создании совместного издательско-полиграфического бизнеса". "Я слышал о том, что такая сделка готовится,– говорит председатель совета директоров 'Ашет Филипачи Шкулев' Виктор Шкулев.– Продажа IM крупному медиахолдингу мне кажется очень логичным шагом. Independent Media – уникальное образование. С одной стороны, он кооперируется с крупными международными издательствами, но в то же время не является частью ни одного из них. И это сдерживало развитие IM".

Стоимость всего Independent Media, по оценкам экспертов, составляет более $100 млн. "Это может быть $100-120 млн,– полагает Константин Исаков,– в зависимости от того, перейдут ли к новому собственнику лицензионные договоры IM и в каком объеме". Можно также вспомнить, что в ноябре 2004 года IM выкупил 35% своих акций у медиахолдинга "Проф Медиа" за $45 млн.

Independent Media издает газеты The Moscow Times, St. Petersburg Times, "Ведомости", "На Рублевке"; журналы Cosmopolitan, Cosmo Magia, Harper`s Bazaar, "Домашний очаг", Men`s Health, FHM, Yes и ряд других. По оценкам экспертов медиарынка, IM с оборотом около $120 млн является крупнейшим российским издательским домом. Акционерами IM являются частные лица, в том числе председатель совета директоров компании голландец Дэрк Сауэр.

Эксперты отмечают, что для финских издателей покупка IM – очень удачный вариант выхода на российский рынок. "Для финнов покупка одного из крупнейших издательских домов в России с крайне сильными позициями на журнальном рынке и одной из сильнейших деловых газет – это, несомненно, стратегический шаг по выходу на российский рынок,– говорит директор по медиаисследованиям компании TNS Gallup Media Руслан Тагиев.

С тем, что Sanoma станет запускать в России собственные брэнды, согласны и другие участники рынка. Более того, они предсказывают, что вместе с Sanoma в Россию придут новые технологии издательского бизнеса. "В Финляндии они издают крупнейшую ежедневную общественно-политическую газету Helsingin Sanomat в цвете,– отмечает Константин Исаков,– а это совершенно другие издательские технологии. И если газеты IM – 'Ведомости' и Moscow Times – будут выходить в цвете, это может усилить их позиции на рынке и ускорить переход на цветную печать других российских газет".

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9