29oct2004

Рекламный бум в России закончился

<p>Бурный рост рекламного рынка замедлился. В?ера Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА) обнародовала итоги развития индустрии за полгода. В те?ение этого срока рынок вырос только на 30% , и это самый низкий показатель за последние ?етыре года. Рекламодатели объясняют, ?то перестают наращивать расходы из-за того, ?то замедляются продажи потребительских товаров.</p>

Бурный рост рекламного рынка замедлился. Вчера Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА) обнародовала итоги развития индустрии за полгода. В течение этого срока рынок вырос только на 30% , и это самый низкий показатель за последние четыре года. Рекламодатели объясняют, что перестают наращивать расходы из-за того, что замедляются продажи потребительских товаров.

С 1999 г. отечественный рекламный рынок переживал настоящий бум. Согласно оценкам экспертов РАРА, в прошлом году оборот российского рекламного рынка превысил $2,6 млрд, рост рынка составил 52%. За год до этого рекламодатели увеличили свои расходы на 54% , а в 2000 г. рекламный рынок вырос примерно на 80%.

А вчера в ходе заседания эксперты РАРА - представители крупнейших рекламных и маркетинговых агентств, среди которых «Видео Интернешнл», Gallup AdFact, «Эспар Аналитик», - обсудили ситуацию на рекламном рынке и пришли к выводу, что темпы роста рынка замедляются. По данным РАРА, в январе - июне нынешнего года рекламодатели потратили около $1,180 млрд, а рост рынка по отношению к тому же периоду прошлого года составил только 32%.

«Мы столкнулись с нормальным явлением, ведь в предыдущие годы рынок рос неестественно быстрыми темпами», - говорит Владимир Евстафьев, президент РАРА.

Одним из самых динамично растущих СМИ остается телевидение. Именно на телевизионных каналах рекламодатели потратили больше всего средств - около $550 млн. При этом по итогам полугодия рост рекламных доходов на TV составил около 38%. Темпы роста в наружной рекламе составили 32% , на радио и в прессе - 24 - 25%. Причем доходы газет были лишь на 16% больше, чем в тот же период прошлого года.

Обнародованные экспертные данные не стали сюрпризом для компаний-рекламодателей. Андрей Любезнов, директор по рекламе представительства Coca-Cola, объясняет происходящее некоторым замедлением роста продаж у большинства производителей потребительских товаров. По его словам, еще весной многие крупные производители стали замечать, что реальные продажи оказываются ниже оптимистичных прогнозов. Отсюда - некоторое охлаждение к рекламе. Тот же аргумент приводит Магомет Тавказаков, директор по маркетингу комбината «Лебедянский», выпускающего соки «Тонус». «Рынок соков растет не так быстро, как хотелось бы, а рекламные расценки тем временем уже приближаются к уровню Восточной Европы», - отмечает он. По оценке маркетолога, затраты компании на рекламу за весь год вырастут не больше чем на треть.

А директор по маркетингу пивоваренной компании «Вена», выпускающей пиво Tuborg и «Невское», полагает, что рекламодатели все больше внимания уделяют так называемой непрямой рекламе - промоакциям в магазине, PR. Данные о расходах на непрямую рекламу в отчеты РАРА обычно не попадают. «Прямая реклама становится не столь эффективной. Сегодня соотношение между прямой и косвенной рекламой составляет 80 к 20. Не удивлюсь, если через три-четыре года эти показатели придут к паритету», - говорит Дмитрий Ширшов, директор по маркетингу компании «Вена».

Замедление темпов роста рекламного рынка скажется прежде всего на медийном рынке. По мнению гендиректора маркетингового агентства Gallup AdFact Руслана Тагиева, в ближайшем будущем новых медийных проектов станет значительно меньше. Раньше издание можно было запустить, не особенно заботясь о его эффективности, ведь благодаря росту рынка рекламы доходов хватало на всех.

Евстафьев из РАРА не считает замедление темпов роста российской рекламы чрезвычайным событием. В течение трех последних лет мировой рекламный рынок переживает кризис, а многие ведущие рекламные сети сталкиваются с падением оборотов. В России в этом году несмотря ни на что наблюдается существенный рост. Кроме того, благодаря парламентским выборам и традиционно высоким расходам рекламодателей в конце года российский рекламный рынок все же преодолеет барьер в $4 млрд, надеется глава РАРА.

Тагиев из Gallup менее оптимистичен. «Происходящее свидетельствует об одном: в ближайшие несколько лет ситуация на российском рекламном рынке упорядочится и рост ограничится несколькими процентами в год», - уверен эксперт.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9