10nov2005

Первый — снова первый, или не родись красивой

<P>&nbsp;</P>

Во-первых, Первый канал вернул свои лидирующие позиции (с апреля по август первое место по числу зрителей на телевизионном рынке впервые за всю историю его существования занимал телеканал «Россия»). Причиной роста показателей Первого канала стала прежде всего трансляция сериала «Две судьбы – 2. Голубая кровь». Средняя доля сериала составила 36%*. Для сравнения: показатели сериала «Большая прогулка», выходившего на Первом канале во второй половине августа, были почти в два раза меньше – 19%.

Во-вторых, телеканалу СТС удалось улучшить свои показатели в начале сезона на 2,6 процентных пункта.

Столь стремительный рост СТС стал прежде всего следствием начала трансляции нового сериала в жанре драмеди (сочетание элементов комедии и драмы) «Не родись красивой».

«Не родись красивой» – это российский аналог популярной колумбийской теленовеллы «Меня зовут Бетти. Дурнушка» (Yo Soy Betty. La Fea). Для Колумбии сериал стал настоящим событием 2000 года. Каждый день в 21:30 жизнь в стране замирала. Как результат: во-первых, позиция номер один в списке лучших программ за 2000 год в Колумбии (рейтинг – 24%, доля – 72%). Во-вторых, продолжение в виде сериала Ecomoda и мультсериала Betty Toons. В основе сюжета первого – жизнь Бетти, после того как она превратилась из дурнушки в красавицу. А Betty Toons возвращает зрителя к ее нелегкому детству. В-третьих, огромное количество сериалов-двойников: например, немецкого «Влюбиться в Берлине», американского «Влюбиться в Нью-Йорке» и, конечно же, российского «Не родись красивой».

Каждую серию «Не родись красивой» смотрят около 5 млн россиян. Средняя доля сериала по стране составляет 23% (предварительные данные). В некоторых городах, например Ставрополе и Красноярске, показатели превышают 30%.
Сейчас «Не родись красивой» является самым рейтинговом продуктом в более чем конкурентном интервале с 20:00 до 21:00 (второе место принадлежит Первому каналу).

Линейку «Кино в 21:00 на СТС» в наступившем телевизионном сезоне ждала менее удачная судьба. Канал СТС принял решение о частичной смене сетки и переносе своего самого известного бренда на 21:30 в будние дни с понедельника по четверг. Причиной подобного решения стало снижение показателей. Так, в сезоне 2003–2004 доля линейки составила 9,7%. А в сезоне 2004–2005 – 8,7% (рабочие дни).
Начиная с 12 сентября, в 21:00, сразу же после «Не родись красивой», на канале выходит новый ситком «Люба, дети и завод» – российский аналог «Грейс в огне». Средняя доля сериала составляет около 12% (предварительные данные).
В сентябре на телеканале «Россия» подошли к концу сериалы «Кармелита» и «Исцеление любовью». Средняя доля этих двух отечественных мыльных опер, выходивших на канале встык примерно с 17:45 до 19:45, составила около 40%!
Во многом благодаря им телеканал «Россия» сначала приблизился к своему главному конкуренту, Первому каналу, а затем и обогнал его.

Но все сериалы когда-то заканчиваются, и в большинстве случаев им на смену приходят новые. А новые сериалы – это всегда риск. Для телеканала «Россия» потеря аудитории в этом слоте означала бы слишком многое. В связи с этим запуск новых сериалов в раскрученной мыльной линейке на телеканале «Россия» проходил по нетрадиционному для российского телерынка сценарию.

Обычно, если два сериала выходят встык, заканчиваются они не одновременно. Сначала подходит к концу один, и вместо него появляется новый. Затем через какое-то время заканчивается другой. Его также сразу же сменяет новый сериал и т.д.

В случае же с мыльной линейкой «России» все произошло несколько иначе. На последней неделе своей трансляции «Кармелита» выходила в эфир вместе со своей преемницей – сериалом «Обреченная стать звездой». Для этого «Кармелиту» немного сократили и подняли по сетке на 35 минут вверх, временно сняв сериал «Кулагин и партнеры». Затем всего лишь 42 минуты шел новый сериал «Обреченная стать звездой», и следом за ним в свое привычное время транслировался сериал «Исцеление любовью».

Данная стратегия программирования называется «гамак». Смысл ее в том, что новая передача ставится между двумя сильными программами, давно идущими в эфире и, соответственно, имеющими свою стабильную аудиторию. Таким образом рейтинг новой передачи увеличивается, во-первых, за счет тех, кто остался после просмотра первой «старой» программы, а во-вторых, за счет тех, кто заранее пришел на вторую «старую» передачу.

На первой неделе трансляции показатели нового сериала «Обреченная стать звездой» были на уровне 40%. Однако затем начали сокращаться и сейчас составляют около 26% (предварительные данные).

*Все показатели, приведенные в статье, посчитаны по России (города с населением от 100 тыс. человек и более). Целевая аудитория – население от 4 лет.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9