Это первый инвестиционный проект News Outdoor за пределами постсоветского пространства. По мнению участников рынка, интерес NOG к Турции связан с замедлением темпов роста наружной рекламы в России и Восточной Европе, где компания занимает доминирующее положение.
Созданная в 1999 году News Outdoor Group входит в принадлежащую Руперту Мердоку The News Corporation Ltd. Компания была создана практически одновременно с покупкой контрольного пакета акций российской компании "АПР-Сити", на тот момент одного из крупнейших московских игроков рынка наружной рекламы, переименованной в News Outdoor-Russia. Этот проект стал самым успешным и прибыльным для The News Corporation в области наружной рекламы. В 2003 году корпорация даже перевела свой головной офис из Лондона в Москву. Оборот NOG в 2004 году составил $200 млн, при этом на долю News Outdoor-Russia пришлось $150 млн. Сегодня бизнес News Outdoor Group сосредоточен в странах Восточной Европы. Ей принадлежит более 35 тыс. рекламных щитов в Чехии, Венгрии, Польше, Румынии и России.
До сих пор бизнес NOG концентрировался исключительно на постсоветском пространстве. Компания осваивала рынки стран Восточной Европы, а этой весной объявила об экспансии в СНГ, получив под этот проект в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) кредит в размере $130 млн и сразу же объявив о покупке компании на Украине. Одновременно NOG анонсировала и выход на турецкий рынок наружной рекламы. Вчера руководство News Outdoor объявило, что сделка по покупке актива в Турции завершена. По словам управляющего директора News Outdoor Group Максима Ткачева, его компания приобрела контрольный пакет турецкого оператора Kamera Acikhava Reklamclik. Глава Kamera Мехмет Кансун подтвердил эту информацию. В News Outdoor сумму сделки не называют. Господин Кансун сообщил, что минимальная цена, которую NOG согласилась заплатить за контрольный пакет Kamera Reklam, составляет $6,4 млн. При этом он уточнил, что эта сумма "может возрасти ввиду существования ряда опций".
Данные о компании, контроль над которой получила News Outdoor, крайне противоречивы. По словам Максима Ткачева, Kamera Acikhava Reklamclik входит в четверку крупнейших игроков рынка наружной рекламы Турции, объем которого в 2004 году, по его оценке, превысил $100 млн. Мехмет Кансун утверждает, что Kamera контролирует около половины турецкого рынка "наружки". При этом он сообщает, что объем продаж его компании в 2004 году составил около $7 млн, а рыночная капитализация — $20 млн. Представитель международного рекламного агентства Starcom в Стамбуле Инанч Дедибас говорит: "Kamera занимала лидирующую позицию на этом рынке восемь-девять лет назад, однако сейчас доминирующее положение принадлежит операторам Mediapole, Stroer, Wall, Clear Channel". Наконец, по словам Сабины Буххольц, представителя компании Stroer AG, оборот рынка наружной рекламы в Турции в прошлом году составил примерно $60 млн: "У Kamera очень маленькая доля рынка в Турции — около 1% в 15 крупнейших городах и регионах страны".
Эксперты связывают разнобой в оценках с непрозрачностью турецкой индустрии наружной рекламы. "Это типичная ситуация для непрозрачного, развивающегося рынка, на котором отсутствуют мониторинговые службы, когда каждый из участников дает собственную оценку, порой весьма отдаленную от объективной реальности",- считает гендиректор исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. Кроме того, по его мнению, турецкий рынок "наружки" достаточно сегментирован и те, кто работает с конструкциями одного формата, достаточно плохо себе представляют, что происходит в других сегментах рынка.
Для развития в Турции NOG применит технологии, уже обкатанные на других рынках, главным образом в России. Компания не намерена полностью выкупать бизнес у турецких учредителей Kamera, обеспечивая таким образом их заинтересованность в успехе экспансии News Outdoor в Турции. "Увеличивать свою долю в Kamera мы не собираемся,- говорит Максим Ткачев.- В нашем бизнесе, в котором очень важно знание местной специфики, хороший региональный партнер — самый лучший вариант".
Российские операторы рынка "наружки" связывают интерес News Outdoor к Турции со стабилизацией этого бизнеса в нашей стране. "Скачкообразный рост рынков наружной рекламы в странах Восточной Европы и России в основном прекратился,- полагает генеральный директор компании ’Максима-Сонар’ Руслан Желудик.- Понимая это, руководство News Outdoor стремится поскорее закрепиться на развивающихся рынках, где сверхприбыли еще возможны".