1dec2005

Epica Awards-2005: в жюри европейского конкурса впервые представлена Украина

В конце ноября в Париже старина Эндрю Роллинз традиционно собрал главных редакторов ведущих европейских рекламных изданий, которые являются членами жюри европейского конкурса рекламы Epica Awards.

Количество участников Epica в этом году выросло на 4.2% в 2005. В общей сложности было получено 4 987 работ от 623 компаний из 45 стран. В итоге будут объявлены 64 победителя, включая двух обладателей Гран-При. Число финалистов увеличилось с 367 до 379. Победители получат трофеи Epica, серебряные и бронзовые финалисты получат свидетельства.

От Украины приняло участие 18 работ, из которых только одна – ТВ-ролик для супермаркета Сильпо
от агентства САХАР стала бронзовым призером Эпики. Поздравляем САХАР с очередным успехом новогодней песенки, которую пропело сканер-устройство супермаркета.

Украине со своей одной «бронзой» (по сути, это попадение в шорт-лист) особо расстраиваться не стоит: в конце концов у Чехии, Словакии, Македонии, Болгария и, представьте себе, Бахрейн подошли к финалу с тем же результатом. У Эмратов, Польши, Исландии и Венгрии – тоже по одной награде, но только «серебру». У Хорватии, Ливана и родины фестиваля Golden Drum — Словении — по две «бронзы». Так что нам всем есть куда креативно стремиться. В смысле: Германию, Францию, Великобританию Швецию, Нидерланды или Испанию, собравшими в этом году приличные урожаи наград. Первая четверка осталась той же, что и в прошлом году. С той лишь разницей, что немцам на этот раз удалось обставить французов и англичан, переместившись на 1-ое место. Несмотря на это, Великобритания в этом году увезла домой большую часть наград, включая Epica d'Or в номинации Film («Видеореклама»).

Конкурс этого года был лучшим годом за весь период участия агентств в конкурсе для Греции (3 победителя) и Ирландии (2). Латвия в этом году также выиграла свою первую золотую «Эпику». В общей сложности в 2005 году 34 страны достигли признания (против 28 стран в 2004).

Лучшее достается тем, кто умеет ждать

 

Редакции AdReport  было приятно одной из первых сообщить о результатах  европейского конкурса рекламы Epica Awards. В печатной версии издания мы представляем Вам два Гран-При конкурса (Epica d'Or) в номинациях Film и «Печатная реклама».

 

Гран-при в ТВ (The 2005 film Epica d’Or) завоевало Abbott Mead Vickers BBDO, London с работой для пива Guinness “noitulovE” (“Evolution”). Очень зрелищный, длительностью 60 секунд, оня является настоящим рекламным шедевром. Сюжет начинается в баре, где трое молодых людей пьют пиво Guinness. Дальше история отматывается назад: те же трое, которые идут по улице в этот бар, а вот они же, но век назад идут по горам Шотландии... Ребята стремительно превращаются в кроманьонцев, затем замороженных в ледниковом периоде человекоподобных обезьян. За сим следует экскурс в мезозой, наши герои превращаются то в птичек, то в рыбок, то в вырождающихся динозавров, после чего залазят... в яйца, и наконец, они — первые земноводные. В качестве хэппиэнда — пэк-шот с тремя бокалами Guinness и слоганом: «Лучшее достается тем, кто умеет ждать».

 

Лучший «Принт» этого года (The 2005 print Epica d’Or) завоевало  Foote Cone & Belding, Lisbon c работой «Флаги» для GRANDE REPORTAGEM MAGAZINE (участники КМФР помнят эту работу, она принимала участие в нашем фестивале и настолько явно превосходила уровень других работ, что жюри КМФР приняло революционное решение и наградило эту работу не призом, а ... аплодисментами на церемонии).


Главным же достижением Украины относительно Epica в этом году, по мнению AdReport, было  присутствие на сакраментальной процедуре судейства нашего представителя, коим стал... ну, конечно, Максим Лазебник. Рассказ Максима Романовича о перспективах и принципиальных отличиях этого европейского рекламного смотра читайте ниже.

М.Лазебник: "До следующей Эпики!"

 

Все из вас, наверняка, знают рекламный конкурс EPICA awards, но не все представляют, как этот конкурс проводится в подробностях. 

Итак, что такое Эпика. Прежде всего обозначим, что это конкурс, а не “полноценный” рекламный фестиваль. Присланные работы никто, кроме членов жюри не видит, семинары не проводятся, церемония награждения проходит гораздо позже (например, в этом сезоне – 20 января), каждый год в новом городе (в этот раз – Стамбул). На церемонию приглашаются только обладатели золота и то за свой счет. Даже члены жюри на церемонию могут приехать, если захотят, но только за свои.

Ежегодно в ноябре в Париж съезжаются представители (как правило главные редакторы) самых популярных европейских изданий, которые специализируются на рекламе и маркетинге (перечень членов жюри есть на сайте). Именно представители специализированной прессы (и только они!) оценивают конкурсные эпические работы.
 

Но более того. Оценивают эти члены жюри не все работы, а только те, которые прошли т.н. пре-селекцию. В состав pre-selection jury входят волонтеры, которые живут в Париже и работают журналистами, корреспондентами, фотографами... в различных французских и других европейских журналах. Естественно данные журналисты специализируются на рекламной критике. Так вот, по результатам пре-селекции только 45% (!!!) работ из всех поданных попадает в основное жюри. Преселекционное жюри оценивает только общий уровень работ в каждой категории конкурса и отсеивает работы, которые явно слабее других в данной категории..

 

Как работает основное жюри. В большой комнате стоит стол буквой П, за которым сидят члены жюри и руководитель фестиваля Эндрю Роулинз. На экран проецируются работы. Принт и ТВ по очереди, по товарным категориям. У каждого члена жюри в руках пульт, на котором цифры (числа) от 1 до 10. В течение нескольких секунд после демо каждой работы каждый член жюри нажимает число, которым на его взгляд следует оценить работу. Еще секунда – и на мониторе под экраном вспыхивает суммарная средняя оценка. Все работы, с баллами меньше 5.5 можно списывать с конкурса, а те, которые набрали большее число, становятся финалистами. Обсуждения работ на этом этапе не происходит. Шансов пройти скажем неоттитрованной работе или “излишне национальноколоритной” - минимальны. Если член жюри работу не понял – он нажимает 1. Это очевидно. Так проходит три полноценных дня (вт, ср, чт).

 

В четверг вечером начинается т.н. tie-breaks selection. Члены жюри выбирают работы из числа уже финалистов, которые они будут оценивать в день последний, определяя победителей в каждой категории. Золото по условиям Эпики присваивается в каждой товарной категории и принта и тв. Тай брейки выводят в число потенциальных обладателей золота работы, набравшие максимальное количество баллов по итогам голосования жюри, и не сильно отличные друг от друга. Как правило, это 2-3 работы, максимум 5 работ, а минимум – 1. Хотя бывают и исключения: в этом году тай-брейк по социалке прошло 12 (!) принтов.

 

Пятница – последний день работы жюри. В этот день решается судьба золота и Гран-при. Голосование по процедуре похоже на предыдущие дни, однако здесь возможно уже обсуждение работ (крайне поучительное действо – доставило настоящее удовольствие!). Кроме того, в случае если по результатам тай-брека в финале только две работы, то голосуют руками, а не с помощью пультов.. Кто за то, чтобы эта работа стала золотой, - спрашивает Эндрю. И члены жюри машут руками.

Да забыл написать ранее, что представители страны не голосуют в случае, если потенциальный обладатель золота их соотечественник.

 

Когда все золото нашло своих хозяев приходит пора выбирать Гран-при. Каждый член жюри пишет своего претендента (из золотого списка) на бумажке. И только здесь выходит на арену Председатель жюри Эпики Алан Вейл (упитанный возрастной малыш с седой гривой). Алан Вейл считается в Европе крупным независимым специалистом в области визуальных коммуникаций (к своему стыду, я его работ не знаю). Фактически роль председателя жюри сводится к модерированию процесса определения Гран-при. Бумажки-голоса собраны, подсчитаны, определены в несколько заходов лидеры. Начинается бурное обсуждение. И вот здесь, в центре буквы П, грациозно отыгрывает свою миссию забавный упитанный дедушка, подлетая с микрофоном то к одному члену жюри, то к другому... Благодаря ему обсуждение хоть и бурное, но конструктивное и какое-то незлобливое. И вот – есть обладатели Гран-при. Все аплодируют. Вносят шампанское. 20 минут. Прощальное фото. До следующей Эпики!

 

Несколько слов о победителях. На мой взгляд, Гран-при - достойные. Может быть, правда, есть некоторая “усталость” от эфсибишного португальского принта – все-таки, он выиграл и Канны, и европейский ADC... Но ведь от того, что мы его хорошо знаем, он не стал хуже? Есть несколько спорных решений среди ТВ-конкурса. Однако, оставим креативное обсуждение на весну, после показа Эпики на КМФР.

 

* * *

Вот и все про Эпику. Еще раз порадуемся за Сахар и песенке про Елочку (Сiльпо), благодаря которым Украина имеет бронзу в ТВ-конкурсе. 

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9