12aug2009
Андрей Заблоцкий
Андрей Заблоцкий

Андрей Заблоцкий: «Интернет рынок может прирасти за счет политрекламы на 10%»

Автор: Надежда Анатольева

В 2009 году, из всех украинских медиа, пожалуй, только интернет покажет рост.

 

По прогнозам исполнительного директора Украинской ассоциации интернет рекламы Андрея Заблоцкого, объем рынка интернет рекламы подрастет на 10-15% и превысит $30 млн. Кроме того, заметный вклад в рынок сделают кандидаты в президенты. В интервью «МедиаБизнесу Андрей Заблоцкий рассказал, сколько стоит хорошая предвыборная кампания в интернете и почему на этом медиаканале украинские кандидаты не смогут повторить успех кампании Барака Обамы.

- Насколько активно будет задействован интернет в предстоящей предвыборной кампании?
- Вижу, что большинство штабов идут по накатанной схеме. Основной упор будет на телек и наружку. Интернет заметили, охват стал значительно больше, но есть нюансы. С одной стороны - это один из очень эффективных средств коммуникации, но с другой стороны интернет требует специфических навыков и умений  Для того, чтобы привлечь современного пользователя, нужно продумывать технологии, которые вовлекут пользователя в кампанию. Допустим, 2004 год был хорошим примером интерактивности. Тогда интернет сыграл большую роль в сборе людей на площади.

- А успешный опыт предвыборной кампании Барака Обамы может подтолкнуть наших политиков к активному использованию интернета в своих предвыборных кампаниях?
- Был забавный прецедент с приездом пиарщика Обамы, который рассказывал, как они успешно благодаря интернету сделали кампанию в Америке. И тут же начались попытки переноса такого формата кампании на нашу почву. Нужно понимать, что внутреннее ощущение в США было, как у нас в 2004 году, когда надо было что-то менять. Обама был альтернативой сложившемуся положению вещей. Нужно понимать также, что в США проникновение интернета больше 70%, а в Украине - 25%. Это серьезно меняет подходы к политической кампании. Однако, в любом случае, не рекомендуется избегать интернета в предвыборной кампании, потому что есть аудитории, которые доверяют только интернету и наиболее отзывчивы к этому виду медиа. Проблема в другом: все политические бренды у нас довольно безликие - то, что нам предлагают никуда не годится, а нового, ничего нет. Те, кто выходили под брендом новых - несколько устарели.
  Сейчас, хорошо бы интернет использовать, чтобы простимулировать своего избирателя прийти и проголосовать, чтобы не было, как на киевских выборах. Наверно, тем, кто видит в своем электорате сегмент молодой, активной и думающей аудитории - должны использовать интернет для коммуникации, выстраивать интерактивную стратегию, но никак не стратегию зомбирования.

- Что вы имеете в виду?
- Например, на прошлых выборах были попытки сделать порталы, стимулирующие формирование будущего страны. В результате эти сайты получились безуспешными, потому что штабы не были готовы к интерактивной работе. Они были готовы проталкивать свою идеологию, пичкали избирателя своими лозунгами, но никак не корректировать поведение в зависимости от реакции аудитории этих сайтов.
  Насколько я знаю, сейчас некоторые политики используют блоги и твиттеры, но это получается достаточно топорно. Плюс, возникают разные коллизии, потому что у одного политика бывает по несколько блогов сразу. И бывает, что блоги принадлежащие одному и тому же политику, противоречат друг другу. Я так понимаю, что это все инспирировано как пиарщиками Обамы, так и широким присутствием в интернете господина Медведева. Поэтому, боюсь, что наши политики не очень готовы строить правильную коммуникацию в интернете.

- Но ведь наши штабы могут воспользоваться услугами специалистов в этой области?
- Дело в том, что у нас, таких специалистов очень мало. Наверное, я один (смеется). Такой специалист должен понимать, и структуру массовой коммуникации, и специфику интернет-коммуникации, и при этом понимать особенности политической коммуникации, и силу интерактива. В итоге получается достаточно разноплановый, но при этом узкий специалист. Такие знания востребованы раз в четыре года, поэтому таких специалистов и нет. После прихода во власть, у нас еще никто не был готов продолжать коммуникацию в интернете. В 2004 году, например, была сильная работа, но в 2005 году все исчезли.
 Обамовская компания строилась на том, что большое проникновение интернета и социальных сетей достаточно сильно изменило социальную структуру общества и систему коммуникации людей. В наших условиях это неприменимо. В лучшем случае, у нас из всех пользователей в социальных сетях максимум около 70% от всех пользователей интернета, и к тому же очень сильная политическая апатия.

- Сколько может стоить хорошая предвыборная кампания в интернете?
- Думаю, что это могло быть несколько сотен тысяч долларов. Давайте посчитаем: раскрутка на месяц, с большим охватом, может стоить не меньше $50 тыс. Сделать и поддерживать хороший сайт, чтобы на этот сайт было приятно зайти - около $30 тыс. Работа интернет-пиарщиков тоже будет стоить денег. Если нанять 10 человек, к примеру, по $2 тыс. за каждого, то уже $20 тыс. Вот и получается, что на всю кампанию будет потрачено $300-500 тыс. И это цена кампании, которая будет хоть как-то заметна в интернете. Более активные и серьезные кампании будут стоить еще дороже. Будет интересное прераспределение бюджетов между телевизором и интернетом. Хотя, если строить правильную стратегию, думаю, есть смысл очень активного присутствия политических партий в интернете. Активное присутствие все-таки не должно ограничиваться периодом избирательных кампаний, это все более глубокие процессы требующее постоянной активности.

- Какую долю политреклама внесет в объем рынка интернет-рекламы 2009 года?
- Это очень сложно оценить, потому что невозможно посчитать, какое количество денег будет потрачено на джинсу. А распознать "джинсу" часто невозможно.        
  Вливание в интернет будет, конечно, гораздо больше, чем в 2004 году, но это потому, что интернет вырос. В 2004 году рынок интернет рекламы болтался в районе $2-3 млн. А сейчас он где-то $30 млн. Аудитория выросла. В целом, считаю, что в 2009 году рынок подрастет на 10-15% в гривне.
  Появляется больше площадок и пользователей, есть хороший ресурс для роста. По ощущениям игроков рынка, сильного спада нет. Давайте скажем так: интернет рынок может прирасти за счет политрекламы на 10% от годового объема 2009 года. То есть вклад политической рекламы может составить около $3 млн.

- Какие категории сайтов заработают больше всех на политрекламе?
- Думаю, что основной упор, как обычно, будет на самые охватные сайты, порталы и новостные площадки. Думаю, что неплохо заработают социальные сети - тут можно таргетироваться как угодно. Спортивные площадки запросто поменяют рекламу пива на рекламу кандидатов.

- Какие категории рекламодателей наиболее активны в интернете сейчас?
- Возвращаются банки, кое-где автомобили, активна мобильная связь. Телевидение тоже начало себя рекламировать. Интересно и красиво зашли в интернет FMCG, например Procter&Gamble и Coca-Cola. Но этот сектор все равно не очень, раскрутился. Забавно, что те, кто запрещен в рекламе на телевидении и в наружке, не очень активно переходят в интернет. Сигареты и пиво могли бы быть активнее в интернете.

- Procter&Gamble как обещал, увеличил свой бюджет в интернете в 2,5 раза?
- Похоже, что да, но как-то он растекся.

- Политики подогреют цены на коммерческую рекламу в интернете?
- Не думаю, что политика будет играть здесь решающую роль. У многих ресурсов есть наценка на полит-рекламу. Цены в условиях кризиса поднимают единицы. Но все равно заметно, что рынок оживает.

- Чем это объясняется?
- Рекламодатели поняли - хватит сидеть на бабле и бояться. Те, кто сдох - уже сдохли, а те кто нет - поняли, что надо двигаться дальше.

 

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9