1. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее типичные проблемы интернет рекламы в Украине сегодня. Или проблем нет, все хорошо, рынок растет, рекламодатель активно обучается, вовлекается в процесс создания рекламных кампаний и доверяет профессионалам?
Сказать, что, на сегодня, рынок интернет-рекламы в Украине сложился и является совершенно беспроблемым, это соврать самому себе. Но, учитывая, что digital-сегмент развивается, фактически в режиме онлайн, можно говорить о том, что эта проблема присутствует на всех рынках, даже на более развитых. Никто не знает, какую фичу завтра подкинет нам Цукерберг или что сломает Дуров, потому в запасе всегда приходится держать не один прием, дающий возможность пройти «через задницу» для достижения необходимого результата. Благо, длительный опыт работы на стыке рекламных и IT технологий дал неоценимый опыт для таких кульбитов.
Но проблемы есть не только на стороне агентских специалистов. Низкий уровень знаний в области Digital-рекламы со клиентский стороны, зачастую, сводит на нет усилия профессионалов. Бренд-менеджер знает, или считает, что знает, как работает телик, наружка, пресса, радио и, даже, BTL. Оглядываясь на персональный опыт, накопленный в данных каналах комумникации, он пытается перенести его и в интерактивную рекламу. И вот тут его поджидают «орки и тролли» в виде низкого уровня пользовательского вовлечения, завышенных плановых ожиданий, завышенных финансовых расходов и «профессиональных» digital-специалистов. И это я уже молчу об приснопамятных «лайках и фейках», ставших столько популярными при коммуникации в социальных средах.
2. Насколько и когда именно актуальны рекламные и промо-кампании в сети для FMCG? Какие товары и услуги наиболее активно продвигаются в интернет-пространстве?
Онлайновые рекламные кампании для товаров группы FMCG актуальны именно в момент проведения оффлайновых промо-кампаний. Для продвижения товаров этой группы крайне необходим информационный повод. Особенно это утверждение актуально, учитывая низкую поисковую активность, относительно этих групп товаров. Сложно себе представить пользователя, ищущего в поиске слова «колбаса», «чипсы», «сигареты» или «дезодорант».
Сегодня, в нашем портфеле наиболее полно представлены товары алкогольной группы премиального сегмента, пивобезалкогольные напитки, банковские услуги, косметика, бытовая техника и автомобили.
3. Каким инструментам отдают предпочтение рекламодатели?
На сегодня рекламодатель выучил новую аббревиатуру SMM и активно пытается заработать денег на «понимании» этого канала. Но, учитывая, что эта среда еще довольно молода, относительно динамична и отчасти маргинальна, многие сходу напарываются на подводные камни и, сплевывая зубы, отступают на заранее подготовленные позиции в телик, наружку и понятную баннерную рекламу. Может быть это веление времени, а может и более обоснованный выбор, но большинство из них возвращается снова, но с уже с пониманием того, что они хотят получить и от чего категорически отказываются. Эволюционная теория на практике.
4. Каким будет украинский интернет к концу этого года? Появятся ли новые инструменты? Изменится ли состав рекламодателя?
Я бы не хотел замыкаться с термине «Интернет». Digital-реклама намного шире и многограннее, чем один интернет. Давайте не забывать, что в Украине без массивной рекламной кампании, да и без официальной представленности, вообще, зарегистрировано 150 000 единиц iPhone. А это просто колоссальный сегмент потребителей, очень лояльных ко всему, что разработано непосредственно для их гаджетов. А есть же еще альтернативная система Android, активно продвигаемая такими монстрами, как Google, Samsung и HTC. И именно благодаря всем этим факторам, сложно сказать какой будет Digital-реклама уже завтра, не говоря уже о конце года. В нашем кругу есть популярная шутка о том, что вектор развития Digital в мире определяет то, как будет выглядеть iPhone5 и Марк Цукерберг.
Да и состав участников рынка со стороны рекламодателей постоянно меняется. Пусть сегодня в фарватере идут, в основном, крупные международные компании, но уже вырисовалась четкая тенденция к росту объемов среднего украинского бизнеса в комплексных коммуникациях в интернете. Думаю к концу года ситуация радикально не изменится. Но уже в следующем году радикально поменяется интерес малого бизнеса к коммуникации в социальных средах. А опыт присутствия последних в контекстной рекламе и поисковом маркетинге говорит о том, что они гибки и участся очень быстро.
5. Для кого сегодня актуальны образование в области интернет маркетинга? Что это: «ликбез-курсы», «курсы повышения квалификации», конференции, практик-курсы или что-то еще?
Образование, особенно профильное, востребовано всегда. А маркетинговое образование в Digital-рекламе, как воздух необходимо всем, кто так или иначе связан с продвижением товаров и услуг в этой текучей и изменчивой цифровой среде. Другими словами, если ты не хочешь остаться на обочине, не хочешь самостоятельно идти по пути, набивая все новые шишки, то систематизация накопленного опыта под руководством практиков - твоя стезя. По моему опыту, наилучшим способов вовлечения в процесс практического обучения является воркшоп в условиях максимального погружения.