5oct2011

Хосе Марин ответил на ряд вопросо интересующих стартап-предпринимателей

Организаторы IDCEE2011 задали спикерам ряд коротких вопросов, которые интересуют многих стартап-предпринимателей. Сегодня на них ответит Хосе Марин, партнер-основатель и управляющий директор IG Expansion с 2004 года.

Если у вас есть действительно инновационный продукт или технология, то его всегда лучше запускать в США, потому что для остального мира лучшая стратегия это копирование. Вы согласны/не согласны? Почему?

Наша стратегия очень понятная. Со стороны инвестора-ангела (с другой стороны у нас есть центр по созданию проектов IG Expansion, где мы выполняем и ведём проекты) от нас не ожидают, чтобы мы основали компанию и заставили её работать. Нам нравится делиться с предпринимателями частью наших знаний и работать вместе с ними в решении ключевых вопросов, но именно они должны выполнять работу.

Мой партнёр по ангельскому инвестированию очень хорошо в общих чертах изложил нашу стратегию в своём блоге и очень точно ответил на вопрос. В нашем случае, основываясь на собственных ресурсах и фокусировании, мы твёрдо уверены в том, что:

Мы инвестируем в инновационные идеи на рынке США. Если нам придётся принимать на себя риски концепции, то мы не станем принимать на себя рыночные риски. Если идея не проверенная, то мы разместим свою ставку на американском рынке. Если необходимо проверить нишу на рынке, то американский рынок может оказаться достаточно крупным для того, чтобы компания преуспела. Getaround, который недавно выиграл TechcrunchDisrupt, является таким примером (и, мы надеемся, не будет маленькой нишей :).

Мы инвестируем в проверенные модели в Бразилии, России, Германии, и в меньшей степени в Турции, Китае, Великобритании и остальном мире. Если мы собираемся принять рыночный риск, то ожидаем, что модель будет проверена. У нас нет фиксированных понятий что такое «проверенный», но в большинстве случаев мы ожидаем, что оригинальная концепция заработала прибыль в размере $100 млн. и либо должна быть до сих пор прибыльной, либо мы должны видеть понятный путь к прибыльности, учитывая её валовую прибыль и потенциальную чистую прибыль. Viajanet попадает в эту категорию.

В основном мы фокусируемся на таких проектах, которые очень хорошо понимаем, как электронная коммерция и рынки. Таким образом мы можем легче понять концепцию, экономику,  потенциал и быстрее принять решение.

Какие моменты имеют наибольшее или наименьшее значение на ранних этапах любого стартапа: инновационная идея, многофункциональная команда, страсть, детальный бизнес-план, чёткое понимание рынка, рабочий прототип, масштабируемость, деловое общение или другое? Почему?

Мы думаем, что наиболее значимый фактор это предприниматель. Он должен быть очень вдохновлён, готов отдать всё, мотивирован, умён. Мы полагаемся на таких людей чтобы заставить всё работать. Во многих случаях прояснение ситуаций зависит только от предпринимателя. Наше окружение меняется очень быстро и в большинстве случаев компании приходят к чему-то совершенно иному, нежели тому, что было запланировано. И именно предприниматель должен прояснять эти моменты и руководить процессом.

Вместе с моим другом и партнёром по ангельскому инвестированию мы всегда следуем списку из 9 критериев, которым должны соответствовать проекты. Я обсужу их в своём докладе на конференции IDCEE, но они охватывают большой рынок, адекватные конкурентные сценарии и сроки, масштабируемость и др.

Перед финансированием стартапа инвестор всегда думает о стратегии выхода, т.е. о перепродаже доли. Поэтому по сравнению с прибылью доход и капитализация важнее для инвесторов. Вы согласны/не согласны? Почему?

В нашем случае, как инвесторы-ангелы мы инвестируем наш собственный капитал. Мы не должны вынимать и возвращать деньги каким-либо инвесторам. Это значит, что чёткая схема выхода для нас не так важна, и мы больше думаем о построении дохода и прибыльности. Мы очень счастливы от того, что создаём компании и делаем их большими. Мы верим, что, создавая ценности и строя прекрасные компании, в своё время получим вознаграждение, и точно не гонимся за этим. Нам нравится инвестировать в компании, которые могут стать очень крупными и изменить район или страну, где они работают. У инвесторов разные интересы и потребности, и в основном мы сотрудничаем с теми, у кого есть виды на более короткие сроки, а также обычно помогаем осуществить процесс выхода.

Недавно было много разговоров о геймификации, цифровом самовыражении, разных цифровых сервисах в сферах здравоохранения и «сделай сам» (DIY). Можете ли Вы предсказать другой ИТ-тренд или описать нашу жизнь через 1-3 года?

Социальные медиа получат неимоверное влияние на то, как всё делается. Я верю, что так же, как Googleразрешил монетизацию трафика через AdWords, компании вроде Facebookполучат огромное влияние на то, как всё делается, рекламируется, как быстро люди смогут взаимодействовать и компании расти. Это приведёт к скачку акций и росту бюджетов на рекламу.

Два других явных тренда:

1) Растущая важность информационного менеджмента в реальном времени. Я полагаю, что на почве создания, фильтрации и предложения информации пользователям в реальном времени возникнет и капитализируется много успешных компаний.

2) С каждым днём связь между офф-лайн и он-лайн торговлей становится всё более и более явной. Компании вроде Groupon - явные примеры того, как поведение в он-лайне может повлиять на то, как люди покупают в офф-лайне.

Представьте, что прямо сейчас у Вас есть прекрасная возможность купить акции 2 известных компаний-стартапов. Что это за компании?

Я верю, что есть целый ряд потрясающих новых бизнес-моделей, которые появляются в США и предлагаются по справедливой цене. Я буду рад поделиться этой информацией в докладе на конференции IDCEE. В конце концов всегда приходится иметь дело с ценой и менеджментом. Есть компании, в которые я с удовольствием бы инвестировал по определённой цене, но по которой бы ни за что не инвестировал в другие. Я верю, что новые тенденции в электронной коммерции, основанной на покупке по подписке, получат сильное влияние на покупки в Интернете. Похожее на то, которое в последние несколько лет оказали групповые покупки или частные продажи.

У вас есть мечта, которой Вы можете поделиться со всем миром (и нашими фанатами на Facebook)?

Мечта, которая у меня всегда была и над осуществлением которой я всё время работал, это возможность участвовать в создании, поддержке и консультировании международного бизнеса в любимой сфере. Наиболее важной я всегда считал возможность делать то, что люблю, а также при необходимости обладать достаточной свободой и гибкостью. Я думаю, что мы живём в переменчивую эпоху и у нас есть возможность делать вещи иначе, чем это делали предыдущие поколения. Сейчас всё более глобально, то как мы всё делаем изменилось, и, благодаря глобализации, коммуникации и стиранию границ, стало легче построить бизнес на новых рынках. Мне бы хотелось обладать возможностью оказать сильное влияние на общество, где я буду способен поддержать предпринимателей в исполнении их мечты и оказать сильное влияние на их жизни и общество. Когда мы начали заниматься ангельским инвестированием, мы не ожидали получить огромные прибыли от наших инвестиций. Мы видели в этом возможность продолжать учиться, делать что-то что мы любим и оставаться на связи с предпринимателями и тенденциями того, что происходит на рынке, а также узнавать новое о рынках, которыми мы заинтригованы, о которых мы мало знаем, но которые нам нравятся. Таким рынком и является Украина!

 

Справка

IG Expansion берет успешные бизнес-модели в Европе и/или Америке и переносит их на международные рынки, в основном в Испанию и Латинскую Америку. IG – это не венчурный фонд, капитал предоставляют партнеры. Сумма инвестиций в один проект составляет $2-4 миллиона. IG работает с 10 интернет-проектами, планируя вложить в них до $25 миллионов. 4 проекта успешно запущены за последние несколько лет.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9