Денис Халаимов
|
Денис Халаимов: «Создавать сегодня очередную почту или социальную сеть – это выбрасывать деньги на ветер»Свежеиспеченный топ-менеджер портала Most.ua о том, почему инвесторы не закрыли «нефартовый телепортал», как открывались региональные представительства Mail.ru в России и Украине, в чем состоит бизнес сервисов групповых скидок и как работает на портале модель развития вертикальных проектов. |
В октябре 2010 года информационно-развлекательный портал Most.ua возглавил российский менеджер Денис Халаимов, который сменил на посту генерального директора компании Infojet (кроме Most.ua, также владеет сервисом PoKupon) Илью Кенигштейна. Новым руководителем «Покупона», а также управляющим директором Infojet, стал бывший руководитель Sibilant Interactive Евгений Ленский.
Спустя три месяца после кадровых перестановок AdReport встретился с Денисом Халаимовым и попросил подвести первые итоги изменений политике Infojet по отношению к медиа-ресурсам.
AdReport: Денис, до «Моста» ты был региональным директором по развитию Mail.ru. Как ты попал туда?
Денис Халаимов: В июне 2007 года меня пригласили из Санкт-Петербурга, где я работал коммерческим директором федеральной спортивной газеты, на собеседование в Москву.
В Mail.ru тогда как раз витала идея насчет освоения регионов. То есть, было понимание, что есть рынок московский – федеральный, который в общем, уже охвачен. А есть большие региональные рынки, с которыми никто не работает, а ведь там тоже есть деньги. Однако человека, чтобы реализовывать эту затею на тот момент у Mail.ru не было. Не было и понимания, каким образом это организовать, как выстраивать отношения с реиональными офисами, которые еще предстояло создать. Поскольку одним из направлений, которыми я занимался в газете, было развитие дистрибуции в регионах, мне это было близко по духу.
Но ведь дистрибуция газеты и развитие бизнеса интернет-портала, мягко говоря, не одно и то же.
Д.Х.: Не в этом дело. Признаться, на тот момент я вообще не был человеком из Интернета. Я знал, что есть баннеры и есть контекст, и это – основные статьи доходов. Т.е. я был классическим менеджером. Меня посадили за стол, дали ноутбук, и сказали, что где-то через пару месяцев хотят от меня программу развития по регионам. Мне хватило этого времени, чтобы разобраться во всем, и в ноябре мы уже открывали первый региональный офис.
Стартовали с Екатеринбурга?
Д.Х.: Да, первый офис открыли в Ё-бурге. Параллельно с российскими регионами предполагался запуск и в Украине. Однако на практике открытие филиала в Киеве растянулось на один год. За это время мы уже приобрели офисы в Новосибирске, Новгороде, Челябинске, Самаре. И только после этого открыли офис в Киеве. Причем сюда мы вышли в такое «замечательное» время :(( Как раз начинался кризис…
Т.е. это был где-то конец 2008-го?
Д.Х.: Ага. Все были удивлены и крутили пальцем у виска: «Вы что, дураки, делаете?» Рынок падал, причем было ощущение, что на Украине он упадет еще сильнее. С другой стороны, мы понимали, что Mail.ru - крупнейший ресурс. И что долю свою он займет, и показатели неплохие мы, рано или поздно, получим.
Спустя полгода к нам пришла работать Алена Вирко, чтобы уже правильно открыть все это летом 2009-го...
На момент, когда я уходил из Mail.ru Group, Украина показывала неплохие результаты.
Ты ж не сразу из Москвы приехал в Киев… Вы же что-то в Беларуси еще открывали?
Д.Х.: Работая с Mail.Ru, я знал многих - были различные предложения.
Почему сменился менеджмент в «Мосте»? Владельцы были недовольны финансовыми результатами, темпами развития?
Д.Х.: Владельцы Most.ua были заинтересованы в переходе на качественно иной уровень развития: в плане и темпов, и аудитории, и финансов.
Но ведь «Мост» стартовал незадолго до этого. Можно сказать, еще не успел набрать вес, чтобы считать, что он развивается медленно…
Д.Х.: В том-то и дело, что его не замечали! О «Мосте» мало кто знал, он существовал как-то сам по себе. Это уровень интернета Web 1.0. Работа с социальными сетями вроде была, но в группе на FB было… 29 человек! Думаю, не стоило вначале фокусироваться на большом количестве проектов: для этого просто не хватало ресурсов. Нужно было делать несколько бюджетных проектов, на которые нужно было привлечь аудиторию. Но делать их качественно.
Каким ты увидел «Мост» изнутри, когда сел в кресло руководителя компании?
Д.Х.: Когда я в первый раз зашел на портал Most.ua, то придумал ему определение: «нефартовый телепортал» (от слов: «портал» и «телепорт»). Первоначальная идея состояла в том, чтобы быть посредниками между пользователями и сервисами – она имеет место быть. С другой стороны, эта идея уже устарела, потому что социальные сети являются гораздо более удобным посредником.
Портал не выиграет, если только сейчас запустит какой-то сервис. Если он уже существует, то успел собрать какое-то ядро аудитории. И то, темпами, которыми растет рынок, он расти не будет. Если в Интернете аудитория на 50% растет, то он будет расти на 25%.
Какие цели ставил инвестор, когда брал тебя на работу? Сказал: «У нас на портале что-то не так, поэтому мы решили сменить руководителя. Ваши задачи – такие-то…»?
Д.Х.: Задачи, которые должны стоять перед нами, ставил я. Главная задача в списке приоритетов, которая стоит перед каждым ресурсом – выйти на самоокупаемость. Дальше она распадается на подзадачи. Чтобы нас покупали, нужно набрать аудиторию, чтобы набрать аудиторию, нужно сделать интересный проект, чтобы сделать интересный проект, нужно создать команду.
На первой встрече с инвестором я сформулировал минимальную программу, что нужно менять, чтобы выйти из кризиса. Ведь проще всего было бы закрыть все это, закончив финансирование.
Обидно было его закрывать?
Д.Х.: Видимо, да. «Мост» – показатель того, возможен ли выход на интернет-рынок Украины достаточно крупного игрока с общей тематикой. И чтобы этот игрок не просто висел на каких-то внешних инвестициях, а имел бизнес-перспективу, был самодостаточен с финансовой точки зрения. Думаю, это возможно.
Расскажи про «PoKupon».
Д.Х.: «Покупон» был первым на украинском рынке сервисом такого рода. Сейчас у него уже много конкурентов: SuperDeal и куча других…
На чем там, собственно, строится бизнес?
Д.Х.: Сервис групповых скидок имеет очень простую бизнес-модель. Мы продаем скидки и на этом зарабатываем. Человек, условно, покупает скидок на 300 грн. Получает 50% и экономит 12 долларов, купив такую скидку всего за 2 доллара.
А заведению вы объясняете, что они экономят на рекламе?
Д.Х.: Да, заведения, по большому счету, не тратятся на рекламу. Они дают скидку, а получают огромную аудиторию. Получают клиентов, многие из которых потом станут постоянными. Так они делают себе промо. Это очень хорошо подходит клиентам, расходы которых не пропорциональны количеству клиентов. Кинотеатру или аквапарку, по большому счету, все равно: у него будет 100 человек или 300.
Грубо говоря, он будет работать и для 100. А еще 200 – бонус.
Д.Х.: Кинотеатру, если это не премьерный показ, все равно, придет ли 50 человек или 150. Новым кафе, которые только что открылись, о которых никто не знает, нужно набрать первую аудиторию. Они это делают без всякой маржи. Они не зарабатывают, но получают загрузку заведения. И какое-то количество клиентов все равно потом возвращается. И они получают еще и какую-то рекламу.
«Покупон» сейчас – только киевский ресурс?
Д.Х.: Да, мы сейчас потихоньку перестраиваемся, идем в регионы, поскольку там сейчас как-то грустно…
Что еще было сделано за те три месяца, которые прошли с момента твоего прихода в Most.ua?
Д.Х.: Мы переписали концепцию всего портала. Он будет построен немножко по другим принципам.
По каким же?
Д.Х.: Во-первых, ориентироваться не на чужой, а на оригинальный контент. Во-вторых, классическая концепция портала – это большое количество вертикальных проектов. Сервисы. С сервисами мы не тягаемся, потому что создавать сегодня очередную почту или социальную сеть – это деньги, выброшенные на ветер. Все порталы строятся по вертикали проектов: Еда, Lady, Авто, Туризм и т.д. Здесь придумать что-то новое для общих ресурсов, наверное, очень сложно. Все уже придумано до нас.
Мы решили пойти немножко по-другому. Внутри этих вертикальных проектов (мы от них не отказываемся, они уже самостоятельные единицы) есть определенные группы: мужчины и женщины. Внутри этих проектов им интересны разные проекты. Мы делаем портал с тремя условными «клубами»: Мужской, Женский и Дети. Дети – это отдельный проект.
Дети – в смысле: молодежь?
Д.Х.: Дети – в смысле: для мамочек. Условно, Мужской и Женский клуб, которые внутри имеют обложку. Агрегируем в других вертикальных проектах тот контент, который им интересен.
Вы уже начали это делать?
Д.Х.: Мы сейчас все переписываем. В конце марта планируем запустить обновленную версию «Моста».