|
Главред «РБК Украина» Антон Подлуцкий: «Работа журналиста, как и работа мозга, продолжается 24 часа в сутки»Главный редактор «РБК Украина» Антон Подлуцкий - об особенностях медиа-рынка. |
С чего начинается Ваш рабочий день?
Традиционно начинается в 7 утра с работы с почтой, просмотра ночных лент агентств и чтения деловых газет. Коммерсант, Экономические известия, российский Коммерсант, РБК Daily, Ведомости, Financial Times, Wall Street Journal.
А ТВ?
Смотрю только деловые каналы, которые есть в ротации в нашей сетке: Bloomberg, РБК. Украинские не смотрю, так как в Украине настоящих деловых каналов нет, при всем уважении к коллегам. С учетом того, что 50-60% нашей экономики находится в тени, каналы такие же.
Почему именно журналистика? И почему именно экономическая журналистика?
Почему экономическая - это достаточно просто. В отличие от политической журналистики, с которой я начинал, экономическая пишет о том, что есть на самом деле (в отличии от политики- прим. ред.). Журналистика должна заниматься реальными вещами. Можно говорить еще о социальной журналистике, но в силу того, что наше общество глубоко не структурировано и в нем нет ценностей как таковых, здесь поле деятельности представляется еще более узко, чем в политической журналистике.
Бытует мнение, что новостная журналистика скучная. Как Вы считаете?
Я считаю, что любой журналист, который не отработал хотя бы 2 года на новостях, не имеет права называться журналистом вообще. Потому что все базируется на фактах. А факты и события и есть новости: большие и малые, генеральные и детализирующие. Если человек не научился отличать новость от не новости, то как он может написать аналитические материалы?
Я не считаю, что новости это скучно, новости - это интересно. И самое интересное - именно увидеть и понять, в чем заключается новость. И это требует больших человеческих ресурсов. Потому я считаю, что новостная журналистика является наиболее дорогостоящей.
Каким должен быть настоящий новостной журналист?
Это из серии вопросов, каким должен быть настоящий аптекарь или настоящий врач. Настоящий журналист, на мой взгляд, должен отвечать основным требованиям:
1) способность учиться;
2) быть готовым работать 24 часа в сутки. Работа журналиста не начинается и не заканчивается. Она, как и работа мозга, продолжается 24 часа в сутки;
3) грамотность. И здесь я не говорю о какой-то финансовой и экономической грамотности, важна обычная филологическая грамотность.
Должен ли журналист, пишущий о финансах и экономике, разбираться в предмете или иметь профильное образование? Может ли журналист без финансового образования готовить, к примеру, качественную аналитику или делать выводы?
Вопрос в том, что мы имеем в виду под образованием. Если имеется в виду некая корочка некоего ВУЗа, которых по стране десятки тысяч, то, скорее, нет. Редко когда выпускник хорошего ВУЗа экономического факультета, международной экономики, международных финансов способен работать как журналист. Он не мыслит как журналист, а работает в привычных схемах и моделях.
Я делаю ставку на саморазвитие и самообучение. Я не стесняюсь учиться, постоянно читаю новые книги. На днях начал перечитывать «Капитал» Маркса, который читал в институтские годы, открыл для себя экономическую теорию Листа, читаю работы экономических инноваторов, Ли КуанЮ, не говоря уже о справочниках по банковскому делу, по финансовой деятельности. Журналист обязан постоянно ими пользоваться. Только так можно делать адекватные новости.
Задекларированный главный принцип РБК - абсолютная независимость и беспристрастность. Как Вам удается балансировать и оставаться беспристрастными?
Есть один очень важный принцип, которого важно придерживаться при работе информационного агентства - недопущение собственных суждений. Если кто-то что-то сказал, то он это сказал. Если что-то случилось - это случилось или не случилось. Что касается независимости, то, как говорили классики, невозможно жить в обществе и не зависеть от него. В работе любого ИА, того же Bloomberg, всегда будет присутствовать неявный оценочный жест, который выражается, к примеру, в тонком акцентировании в заголовке. Добиться полной беспристрастности невозможно. Можно говорить о некой отстраненности от процесса, о позиции наблюдателя, который описывает то, что происходит.
Как Вы чувствуете, влияет ли Ваша работа (работа РБК) на состояние экономики в целом? Ведь Ваша аудитория - это деловая и политическая элита, люди, определяющие жизнь страны.
Я не считаю, что информационная журналистика должна нести педагогическую функцию. Наше дело информировать максимально полно и оперативно. Но какие выводы делать из той или иной новости читатель должен делать сам. Иначе мы подменяем понятия «журналистика» и «лобби». Медиа во всем мире активно используются лоббистскими структурами. Лоббистская функция может быть присуща медиа, но она не является субстанциональной, т.е. неотъемлемой стороной работы медиа.
По какому принципу Вы отбираете контент? Как компаниям попадать на Ваши онлайн-страницы?
Есть три ключевых параметра. Первый очень философский - мы отбираем НОВОСТИ. Новость - это нечто, чего до сих пор не было, что до сих пор не происходило, либо новый виток развития некой длинной истории. Второй - степень важности для страны в целом либо отдельно взятого государствообразующего региона: Киев, города миллионники, АРК Крым, либо экономически важные субъекты (Нафтогаз, Укрзализныця, монополизированные холдинги), либо бюджетообразующие отрасли (металлургическа и аграрная).
Кроме того, есть определенный ценовой порог, ниже которого новости к нам по определению не попадают. Не считая регионы и отрасли, для которых другой ценовой порог может быть жизненно важным.
Что вы можете сказать о тех пиарщиках, с которыми вам приходится общаться?
Очень разные. Как и в медиа, очень много случайных людей. Случайных не по профессии, а по призванию. Пиар вообще очень молодая дисциплина, ей всего 30-35 лет. Даже в наше интенсивное время этого очень мало, поэтому и профессионалов не много.
Плюс последний кризис очень почистил ряды. И в отличие от медиа-рынка, где лучшие специалисты ушли на более высокие позиции либо вообще ушли из профессии, в пиаре непрофессионалы ушли практически все, остались только профессионалы. На тех, с кем приходится общаться мне, у меня нареканий нет. А если бывают какие-то факапы, то они связаны с тем, что мы все живые люди и все ошибаемся.
Какие самые частые ошибки пиарщики допускают в общении с вами?
Самая частая ошибка в работе с информагентством - это прислать некое письмо, а потом позвонить через день, а то и все 3-5 дней, и сказать матричную фразу «мы отсылали релиз, что вы об этом думаете». Я прошу прощения, но в день через мой почтовый ящик, не считая спама, проходит более 200 писем, которые я либо читаю, либо просматриваю, какие-то пересылаю заму, репортерам. Если ваше письмо осталось без внимания, стало быть, оно нас не интересует. Если есть время, мы пишем, почему новость не интересна, на что следует заточить внимание, что интересно для нашей ЦА, что важно, а что нет.
Эта ошибка проистекает из другой ошибки, более системной - непонимания пиарщиками особенностей медиа-рынка и его структуры.
Есть на рынке еще одно заблуждение, что пиарщик работает со СМИ. Для пиарщика СМИ является всего лишь одним из инструментов, причем, далеко не всегда ключевым. Если для данного менеджера работа со СМИ является ключевым направлением, то, будь добр, изучи рынок, почитай, познакомься, узнай, что интересно, что нет. Не такой уж большой наш медиа-рынок, чтобы уделить месяц на его изучение.