12may2011
Максим Гаев, основатель World Web Studio
Максим Гаев, основатель World Web Studio

Максим Гаев: Закончится ли «Дикий Диджитал»?

Автор: Максим Гаев

После Yalta Digital Forum я периодически слышу как негативные отклики, так и вопросы относительно создания Комитета digital-агентств, его целесообразности, целей и методов работы.

Вкратце, вопросы и претензии сводятся к следующему:

1. По какому праву кто-то будет решать за нас, как называться и что делать?
2. Для чего это все, если рынок как-то движется сам по себе? Мол, заняться, что ли, больше нечем?
3. Цитирую: «Личные отношения, приязнь, или неприязнь, возобладали над организаторами».
4. Все опять превратиться в «говорильню» и самопиар.

Звучат такие дефиниции, как «масонская ложа», «мафия», «междусобойчик»...

Я на самом деле отлично понимаю природу этих вопросов.

Современный digital напоминает Дикий Запад: территорию пионеров, экспериментаторов. Одиночек, смелых, амбициозных и независимых людей. Которые до сих пор сами устанавливали для себя правила. Поэтому так сложно принять тот факт, что некая организация теперь собирается решать за всех.

К тому же, перед глазами есть печальный опыт подобных инициатив в прошлом. На моей памяти те или иные группы неоднократно призывали к "наведению порядка", однако дальше громких деклараций и задушевных разговоров дело не заходило. Мешали личные амбиции и внутренние центробежные силы - рынок еще не был готов к консолидации.

Однако, пора признать: время ковбоев и старателей прошло. Рынок находится в той фазе роста, когда только принятие единых для всех правил даст возможность двигаться дальше. Так, много веков назад рынок ремесленников родил цехи - организации с теми же функциями, что и у Комитета digital-агентств, но с гораздо более жесткими уставами. Цехи, без которых технический прогресс был бы невозможен.

Еще в январе я опубликовал статью «Время «выйти из сумрака», где в общих чертах описал факторы, тормозящие развитие рынка. Это и отсутствие четких правил игры, и привычка многих игроков «жить одним днем», а главное - недоверие клиента к digital-индустрии в целом.

Приведу еще одну аналогию. На форуме в Ялте состоялся также и совместный круглый стол крымских отельеров с digital-маркетологами. С нашей стороны на нем прозвучало множество упреков в сторону отельеров: мол, структура рынка непонятна, так называемый «премиум-отель» может на поверку оказаться халабудой на набережной - соответственно, доверия к региону в целом нет. Так вот: клиент относится к нашей индустрии точно так же, как мы, побывавшие в Европах и Азиях, относимся сейчас к Крыму. Крымские отельеры сейчас ищут точки объединения усилий, чтобы совместно развивать свой рынок и продвигать регион. То же самое должны сделать и мы - чтобы продвигать digital в целом.

Свежий пример: с начала года возросло количество публичных конфликтов на рынке интернет-рекламы. Агентства ссорились, распадались, ковбои палили друг в друга из-за угла. Это не могло не сказаться на репутации всей индустрии. Кто-то, в конце концов, должен был сказать: «Ребята, хватит, этим мы делаем хуже сами себе». Вот такой структурой, призванной укреплять авторитет рынка, и станет наша организация.

Самое главное, что нужно понять: все это делается в первую очередь для клиента. Чтобы digital для него перестал быть «Диким Западом».

Мы не масонская ложа, не мафия. Комитет digital-агентств открыт, и условия для вступления в него должны быть прозрачными. Более того, они должны обсуждаться в открытой дискуссии. Комитет создан не для того, чтобы монополизировать рынок, переделить деньги или выдавить кого-то, а для того, чтобы все мы в перспективе смогли зарабатывать больше. А для этого иногда нужно поступиться личными амбициями и «свободой самовыражения». Это, возможно, болезненный для многих процесс - но он необходим, иначе ни о каком развитии рынка речь идти не может.

Что касается эффективности работы комитета, то она зависит от того, насколько его члены смогут:

1. Отодвинуть на второй план личные отношения, не допускать внутренних разногласий и интриг.
2. Работать над задачами Комитета на совесть, а не состоять в нем «для галочки».
3. Помнить, что членство в Комитете - не медаль на грудь, а ответственность перед рынком.

Первые встречи показали, что есть и понимание и готовность действовать. Что очень радует, ведь если Комитет потерпит неудачу в достижении своих целей - это может надолго задержать интеграционные процессы на рынке, заставить игроков с еще большим скепсисом относиться к подобным инициативам. Поэтому от имени World Web Studio искренне желаю рынку успеха, прозрачности и зрелости.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9