29oct2004

ДМИТРИЙ КОРОБКОВ: «Особого желания делать бизнес в Украине у меня не было”

<p></p>

Приехав впервые в этом году в Киев, президент ADV Дмитрий Коробков начал с того, что 16 января дал эксклюзивное интервью AdReport. За день до этого он согласился прокомментировать ситуацию с украинским офисом этого холдинга российским «Ведомостям». Руководство ADV Group впервые официально признало, что Сергей Матеев покинул компанию не с пустыми руками. Вместе с ним холдинг лишился около полумиллиона долларов, которые были выведены из группы на счета подконтрольных Матееву структур.

Почему Вы хранили молчание в течение такого длительного промежутка времени?

Д.К.: — Для этого были две причины. Первая – субъективная и чисто эмоциональная. Данные события лично мне были по-человечски крайне неприятны, поскольку до последнего времени я относился к Сергею Матееву очень хорошо. Вторая причина, напротив, рациональная. Мы были абсолютно уверены в том, что контролируем ситуацию. То есть никто всерьез не думал, что какая-то шумиха, поднятая Сергеем, сможет осложнить наши отношения с клиентами и международными партнерами или создать у них неправильное впечатление и несоответствующие действительности представления о произошедших событиях. Но надо отдать должное Матееву: большое количество разнообразных писем, факсов, телеграмм и интернет-сайтов сыграли свою роль. В этой связи мы решили дать соответствующий комментарий, чтобы прояснить ситуацию для рынка.

Ваши оценки бизнеса ADV Group в Украине?

— Если говорить в целом о группе ADV, мы являемся крупнейшим рекламным объединением на территории СНГ. Объем операций в прошлом году составил порядка 180 млн. долл. В ADV Group входит 24 компании, работающих на территории России, Украины, Казахстана и Беларуси, а также в других государствах СНГ — через офисы в вышеупомянутых странах. По количеству бизнесов наш холдинг является основным партнером Interpublic Group, которая соответственно, является крупнейшим конгломератом рекламных агентств. Изначально, когда мы строили свой бизнес, мы хотели создать структуру, зеркальную по отношению к IPG. Сегодня уже можно констатировать, что в России и Беларуси нам это уже удалось.

Как развивалась ситуация с Adventa Inintiative Media в Украине?

— В Киеве мы начали свой бизнес в 1999 году. Честно говоря, особого желания делать это в тот момент у меня не было. Однако нас подстегнул к этому ряд событий, вызванных августовским кризисом 98-го. Во-первых, многие клиенты консолидировали свои российские и украинские операции. Во-вторых, в это время возникли серьезные осложнения в деятельности компании, которая представляла интересы Lowe и Initiative — Atlantic Group. Честно говоря, это был не самый приятный старт. Когда одного партнера меняют на другого, это всегда связано с определенными сложностями. Поэтому у нас были достаточно пессимистические ожидания относительно перспектив развития бизнеса в Украине. Тем не менее, в Киеве и Москве были приложены очень большие усилия для того, чтобы динамика, свойственная нашей группе, повторилась здесь.

Получилось?

Полагаю, что по результатам 2001 года наша группа вошла в двойку или тройку лидеров местного рынка. Объем обслуживаемых в Украине клиентских бюджетов составляет порядка 12 млн. долларов. Соответственно, сегодня здесь работают 3 наших компании: креативная (Lowe & Partners Kiev), медийная (Effect Intrgrated Media) и bellow-the-line (TMA Draft). Важный момент, который я хотел бы подчеркнуть: на всех рынках, где мы работаем, нами используется похожая модель. А именно: держателем всех соглашений с Interpublic является московский офис ADV. Соответственно, эта компания вправе выбирать себе партнера на том или ином рынке. Т.е. мы работаем через одну компанию, но если нас эта ситуация не устраивает, мы можем поменять партнера и начать работать с другой компанией.

Насколько я понимаю, на первом этапе таким партнером был Сергей Матеев, не являвшийся акционером компании Sales Up, офис которой был открыт в Киеве как фор-пост московских агентств Initiative Media и Adventa…

Действительно, сам бренд ADV Group появился позднее (примерно через год после решения Дмитрия Коробкова об открытии офиса в Украине — AdReport). Необходимо подчеркнуть, что Сергей на протяжении всего нашего сотрудничества не занимал никаких официальных должностей ни в одной из наших компаний (выделено AdReport). В начале прошлого года мы ввели Сергея Матеева в состав акционеров украинской ADV (компания, представлявшая здесь бренд-неймы IM и Lowe Lintas до этого, действительно, принадлежала нам на 100%). Это было отражением его заслуг как менеджера, которых никто сегодня не умаляет.

Просто изначально у нас была с Сергеем договоренность о контроле 51% в компаниях, где у нас есть партнеры. Опять же это является нашим обязательством по отношению к нашим международным партнерам (IPG).

Комментарий AdReport. Именно этот пункт — об условии IPG о необходимости контроля 51% акций любой из компаний, якобы предъявляемому к ADV, категорически оспаривает Сергей Матеев.

Д.К.: — Далее начинается череда неприятных событий, на которой стоит остановиться отдельно. Где-то в середине прошлого года мы выяснили, что компания зарегистрирована не так, как мы договаривались. Причем, если одна компания была зарегистрирована из расчета 50/50, то в другой у Матеева — вообще 99%. Это был совершенный нонсенс. Я заявил Сергею, что это совершенно недопустимая ситуация. Он, в свою очередь, заверил меня в том, что мы все это поменяем.

Дмитрий, неужели Вас можно на такое «купить»?

— Вы правы: наверное, нужно было гораздо серьезнее подойти тогда к этой ситуации. Очевидно, что это было не случайность, а преднамеренный шаг. Кстати, это к вопросу о том, что общий бизнес необходимо всегда начинать с изучения регистрационных документов.

После этого Сергей зарегистрировал свою компанию Idols & Friends. Я отнесся к этому вполне спокойно, поскольку он заявил, что намерен заняться банковским бизнесом, создать страховую компанию в Украине и т.п. Я сказал – ради Бога, это твое личное дело: нас интересуют только те бизнесы, которые связаны с нашей основной деятельностью.

Надо полагать, банкир из него пока не получился. Хотя страховщик — явно неплохой. Я слышал, что местный офис ADV с уходом Матеева встречал этот Новый год впроголодь…

Процесс перерегистрации занимает определенное время. Однако, когда я через пару месяцев перезвонил Сергею, чтобы выяснить, что происходит, он вдруг сообщил, что не хочет менять существующие документы. Вместе с тем, на счет компании Idols & Friends неожиданно начали поступать достаточно большие суммы денег. Матеев объяснял это таким образом, что было необходимо использовать именно эту компанию для проплаты комиссий ТВ-каналам. Прямо скажем, не совсем понятная ситуация.

О каких именно суммах идет речь?

Это сотни тысяч. Если быть точнее – около полумиллиона долларов (в этой сумме, в т.ч. и начисления декабрьской зарплаты, равно как и новогодних бонусов персоналу украинского офиса ADV — AdReport). Эти деньги, подчеркиваю, к Сергею никакого отношения не имеют. Они были выведены из наших компаний. По нашей просьбе счета этих фирм были заморожены правохранительными органами Украины. Результатом данного процесса будут соответствующие действия, которые разъяснят юридическую сторону данного вопроса, показав, кто прав, а кто виноват.

А как сам Матеев тогда комментировал свою позицию?

С его слов, на этапе создания офиса IM в Украине он допустил ошибку, поскольку «был молод». Фактически, человек отказался от собственных слов. Мотивируя это тем, что если он поменяет ситуацию, мы сможем его уволить. Поэтому, дескать, давайте оставим все, как есть.

Мне это было совсем непонятно. Еще раз хочу подчеркнуть, что Сергей, будучи акционером, весь прошедший год не занимал официального поста в местном офисе ADV. Матеев нигде не был директором — скорее это можно сформулировать как «консультант» или «акционерный партнер». Он имел больше отношение к нашему медийному бизнесу. Что же касается креативного агентства и BTL-компании, то Сергей практически не принимал участия в их деятельности.

Вы не пытались как-то встретиться, чтобы лично выяснить отношения с Вашим визави?

Я неоднократно – что-то около 5 или 6 раз — приглашал Сергея на встречу, но он под тем или иным предлогом отказывался. На эмоциональном уровне я, конечно, предполагал, что по молодости лет человек просто заблуждается и все можно как-то решить. Мы собирались обо все договориться уже в новом году.

К примеру, мы чисто случайно узнали о том, что Сергей ведет переговоры с компанией Carat (несмотря на то, что эта информация в Украине лежала на поверхности, до последнего времени для нас это был неизвестный факт) о представлении ее интересов в Украине. Carat является одним из конкурентов IM, и для нас это совершенно недопустимая ситуация.

Однако несмотря на все эти факторы, я очень надеялся, что у человека есть здравый смысл, чтобы сесть за стол переговоров. Моя логика процесса была очень простой: если человек хочет идти свои путем — это его полное право. Но ведь всегда можно спокойно обо всем договориться и найти в этой ситуации приемлемое для обеих сторон решение.

Говорят, что Сергей отправил свое известное письмо в европейскую штаб-квартиру IM тогда, когда вы были в Лондоне. Вы имели возможность оценить на себе реакцию хэд-офиса?

Меня, действительно, пригласили в Великобританию на мероприятия Initiative Media, связанные с планированием по следующему году. Я как раз находился в кабинете у одного из руководителей IM, когда ему пришел факс от ADV с этим письмом. Он говорит: “Это, наверное, тебе? Мне по ошибке переслали”.

Я не готов заниматься «мышиной возней», комментируя это письмо. То, что там написано, в большинстве случаев является откровенным враньем. Для меня самым принципиальным местом в этом документе была последняя фраза: “Я не хочу больше работать с этими людьми”. К этому моменту мы уже четко понимали, что Сергей нас финансово обманывает, используя свою компанию. Плюс эта история с “Каратом” плюс перерегистрация, плюс не хочет работать. Учитывая все эти факторы, мы приняли решение расстаться с Матеевым. Все это произошло в пятницу вечером, в понедельник утром мы приехали в Киев.

Насколько я понимаю, не все сотрудники ADV Kiev вышли в этот день на работу…

Мы нашли ситуацию достаточно неприятной. Персонал компании получил абсолютно неоднозначные рекомендации со стороны Сергея. Вплоть до угроз в том духе, что если кто-то останется здесь работать, он никогда не найдет себе работу на Украине. Полный бред, я даже не хочу это комментировать. Результатом понедельника стало то, что персонал местного ADV продолжил свою работу. Мы проинформировали о сложившейся ситуации наших клиентов — я предполагал, что будут какие-то осложнения. Однако некоторые из них отреагировали очень странно. В паре случаев мы услышали фразу: “Наконец вы уволили этого идиота!”. Параллельно с этим мы зарегистрировали две новых компании — 100%-ные дочки московской ADV. В соответствии с нашим контрактом с IPG, эти компании стали новыми партнерами ADV, т.е. представительствами Lowe и IM в Украине. Что касается старых компаний, то, разбираясь в ситуации, мы нашли большое количество финансовых злоупотреблений, связанных с уводом значительных сумм на счет компании Idols & Friends. Мы обратились в прокуратуру с просьбой проведения соответствующих действий для предотвращения данной ситуации.

А какой, кстати, была реакция руководства сетей? Или ситуация была квалифицирована там как банальный конфликт украинского партнера IPG с менеджером?

При всем моем уважении к украинскому, равно как и российскому рынкам, на сегодняшний день есть страны, по важности значительно превосходящие нас. Если у холдинга есть какие-то проблемы в Америке, Англии, Франции или Японии, то в IPG в первую очередь занимаются этими рынками. На самом деле, это вопрос приоритетов. Позиция, озвученная нам руководством IPG: у вас есть контракт, вот и разбирайтесь с этим геморроем сами.

Кстати, о контракте. Он имеет какие-то временные рамки? И может ли, к примеру, Atlantic еще побороться за то, чтобы вернуть себе некогда утраченные позиции?

Это глобальный безвременной контракт, заключенный c нами на всю территорию СНГ. Украина является одним из составных элементов данного соглашения. Что же касается шансов Atlantic Group, то этот вопрос полностью зависит от позиции IM WW. В свою очередь, мы всегда дорожили нашей деловой репутацией и отношениями с Interpublic. За прошедшие 7 лет взаимоотношений мы продемонстрировали свой профессионализм и свою лояльность к этой организации. При всем этом следует давать себе отчет в том, что именно она принимает решение о судьбе конкретного партнера на том или ином рынке.

Вы сменили офис только потому, что аренда старого была оформлена на компанию, в которой Матееву, по Вашим словам, принадлежало 99%?

Безусловно, в подобных решениях обычно присутствуют как рациональный, так и эмоциональный факторы. Эмоциональный в данном случае заключается в том, что мне не хотелось больше иметь ничего общего с Сергеем. Рациональный фактор - нам было объективно необходимо больше места. Компания практически не потеряла никого из персонала: один человек на прошлой неделе уволился, но это никак не связано с декабрьскими событиями.

Все клиенты и Lowe, и IM, и Draft на сегодня продолжают свою работу с ADV. Естественно, нам приходится отвечать на различные письма, ибо активность Сергея в области public relations сравнима с размножением кроликов. Мы вынуждены периодически давать какие-то разъяснения и комментарии, но это рабочий процесс.

Можно ли считать одной из сущетсвенных потерь ADV-гейта, помимо полумиллиона долларов, практически подписанный контракт с UMC? Вы ведь, если не ошибаюсь, наряду с D’Arcy вышли в финал этого тендера, и менеджеры UMC приезжали знакомиться с эккаунтами ADV уже после ухода Матеева? По сути, ведь именно конфликт внутри вашего холдинга и спровоцировал передачу данного контракта в D’Arcy…

Что ж, это, действительно, неприятно. Будем лучше работать в этом году. Хотя я отношусь к D’Arcy и к BBDO как к очень профессиональным структурам, как в Украине, так и в России. Наверное, все-таки у UMC были все же весомые причины, помимо озвученной ситуации в АДВ для принятия этого решения. Я однако не думаю, что данные решения были исключительно основаны на неопределенной неясности, связанной с произошедшими событиями.

Несмотря на это (клиенты вздохнули спокойно) в свое время Матеевым были получены очень хорошие условия у каналов - корректность способов мы не обсуждаем. Сможет ли АДВ обеспечить те же самые условия?

Давайте оставим за рамками какие-то исключительные ноу-хау Сергея, о которых вы только что упомянули. Главной философией нашей деятельности является партнерство с клиентами и реальная работа для них и для построения их бизнеса. Я уверен в профессионализме нашей команды и горжусь тем, что такие люди у нас работают. Полагаю, что Эл, прибывший на рынок, также сыграет свою положительную роль. Думаю, что данная ситуация была очень положительной для всех участников событий, в т.ч. и для Сергея. С другой стороны, конечно, время покажет.

Как вы относитесь к его участию в судьбе украинского офиса FCB? Насколько я понимаю, это агентство также входит в Interpublic...

Хочу отметить, что ни в одной из стран, где мы работаем, ADV не имеет никаких деловых отношений с FCB. Поэтому комментировать поведение этого агентства в Украине с моей стороны будет не совсем корректно. Они не в коей мере не являются частью нашей структуры. Это бизнес Сергея, и пусть он сам этими вопросами занимается. FCB - сестринская по отношению к нам компания. Это значит, что мы не можем, согласно корпоративным принципам IPG, делать предложения ее специалистам, предлагая им работу у нас. Это зеркальная схема: соответственно, по отношению к нашим сотрудникам формально не может так поступать и Матеев или, к примеру, руководство Linea12 /McCann. Для нас FCB - по сути, то же самое, что и McCann или BBDO. Объективно это один из наших конкурентов.

А что касается клиентов? Ведь это агентство, к примеру, является глобальным агентством для Samsung…

Начнем с того, что FCB является, прежде всего, креативным агентством. В ряде стран у этой сети существуют медиа-подразделения, в Европе, например, исторически так сложилось, что FCB работало с теми или иными медиа-подрядчиками. В частности, по SC Johnson ими использовалось Optimedia, по Baiersdorf - CIA и т.д. После того как FCB было приобретено группой Interpublic, глобальным медиа-провайдером для FCB стало Initiative Media. Это касается тех стран, где FCB не имело медиа-операций. В этой связи на сегодняшний день медиа-контракт с Samsung по Европе ведет Initiative Media. Поэтому то, что IM ведет здесь Samsung - это совершенно логический шаг. То, что в России с ним работаем не мы (а Media Arts/FCB - AdReport) - это как раз нелогичный шаг.

В ситуации для Lowe агентство FCB - конкурент, для IM - в ряде стран IM работает для FCB, в ряде стран FCB работает самостоятельно. В конечном счете, это выбор FCB.

Давайте поговорим о пиве. Я так понимаю, что ADV сбросила с себя экаунты BBH, переведя их в FCB, чтобы вплотную заняться Interbrew. Это связано с тем, что вы ведете этого клиента в России?

На протяжении длительного периода для нас было крайне важно выстроить отношения с Interbrew, который, действительно, является одним их крупнейших клиентов не только в России, но и в Украине. До того, как произошли известные события, Сергей без согласования с нами перевел весь бизнес ВВН в FCB. Мы про это не знали, что, конечно, не ккредитует нас как акционеров и руководителей. С другой стороны, в тот момент мы получили бизнес Interbrew, в Украине. Я уверен, что FCB продолжит плодотворное сотрудничество с ВВН. Нас же эта ситуация заставляет сконцентрироваться на Interbrew и постараться со временемувеличить свою роль в рекламных программах данного клиента.

Продолжение следует…

Последнее обновление материала: 19 января, 15.00. You are welcome!

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9