15jan2018

Зачем британец Роб Нобл купил компанию «АДВ Украина»?

Британский инвестор Роб Нобл - о покупке украинской рекламной группы, подходах к оценке украинского бизнеса и перспективах digital направления.

Роб Нобл — британский инвестор и бизнес-консультант с более чем 30-летней экспертизой в области маркетинга и цифровых технологий. Сегодня в активе Роба более 15 успешных стартапов,  в частности международное агентство по планированию и покупке медиа-услуг Jack Media, одна из первых в Европе (программных) компаний GDM. Он является председателем ряда компаний, в том числе Acquire и MBA-IT, поставщика технологических решений для финансового сектора.

В декабре стало известно о покупке Робом крупной украинской рекламной группы "АДВ Украина", которая станет razom communications и будет сочетать креативные (THINKMcCANN, FCB Kyiv) и медийные (Havas Media Ukraine, Initiative, UM Ukraine) агентства и в дальнейшем углубит сотрудничество со стратегическими международными партнерами Interpublic Group (IPG) и Havas Worldwide.

Роб, у вас большой опыт работы, как в корпоративном секторе, так и в собственных инвестпроектах. Расскажите об этом детальнее

Я посвятил корпоративному бизнесу более 20 лет, и построил, по моему мнению, успешную карьеру — работал в крупнейших британских и американских корпорациях, входил в совет директоров IBM-Lotus Europe. Но в какой-то момент понял, что крупный и стабильный бизнес — это скучно. Мне захотелось заняться предпринимательством. Помню, как мой отец тогда переживал, что "сын отказался от надежной пенсии". Но я не мог поступить иначе, я чувствовал огромный потенциал тогда еще молодого интернета. Меня вдохновили технология и  возможности, которые открывались для бизнеса.

Первой компанией, которую я  создал, стало рекрутинговое интернет-агентство, пионер сегмента Великобритании. Следующим бизнесом было лондонское технологическое бюро Skinkers. Его команда работала над глобальными проектами:  BBC iPlayer и первой версией онлайн-букинга для American Airlines.

Когда мы с партнерами привлекли в Skinkers около 20 млн фунтов венчурных инвестиций и 10% долю компании приобрел Microsoft, ко мне стал обращаться за консультациями малый бизнес: как составить соглашение акционеров, как привлечь капитал, как нанять людей и т.д.

Мои консалтинговые услуги часто оплачивались долями в бизнесах. Я стал мультизадачным, часть времени инвестируя в Skinkers, часть уделяя развитию других проектов. В итоге, Skinkers был продан крупному мобильному оператору из Индии. В следующие 5 лет я продал доли еще в 5 компаниях.

Сколько компаний сейчас в вашем портфеле?

Сейчас я развиваю 9 компаний в Великобритании и в 6 в других странах мира (включая США, Германию, Австрию).  У всех моих инвестиционных проектов всегда были две отличительные черты:  международные и технологичные. Продавать компании, между прочим, сложнее, чем кажется, особенно если их создал ты:  оказывает влияние сильная эмоциональная связь и привязанность к людям.

И вы решили инвестировать в Украину. Почему?  

Я знаю, что у Украины много проблем. Но у вашей страны  большой потенциал и есть только один путь развития — наверх. Экономика уже начинает восстанавливаться. Кроме того, в Украине работает много высокообразованных талантливых специалистов, особенно в технологической сфере. В моей деятельности я часто сталкиваюсь с отличными IT-продуктами made in Ukraine.

Но первой вашей инвестицией в Украине стал не ИТ-проект, а рекламная компания "АДВ Украина". Почему?

Конечно, я думал об инвестициях в IT-стартап, и возможно даже вернусь и к этому вопросу, но несколько позже.

Я убежден, что у рекламно-коммуникационного рынка в Украине долгое и успешное будущее. Отрасль находится на этапе трансформаций, крайне важным становится digital.

"Будем откровенны: на пресечении традиционной рекламы, креатива и технологий, много денег и возможностей для роста".

Кроме того, сегодня Украина стоит на пороге больших изменений, инициированных развитием технологий. Уже внедрено 3G, на очереди запуск 4G. Смартфон для молодых и прогрессивных это точка входа в мир: доступ к новостям, к друзьям, социальной активности. Когда в мою жизнь одновременно в Лондоне и Нью-Йорке пришел 4G, я вообще перестал задумываться о подключении. Интернет просто стал органичной частью моих гаджетов. Этот процесс будет происходить в Украине в ближайшие 3-5 лет. Это хорошее время для инвестиций в коммуникационный бизнес и безграничные возможности для рекламы, которая всегда идет за людьми.

Как долго длился переговорный процесс по приобретению рекламной группы "АДВ Украина"?

С Сергеем Урыным (CEO ADV creative, сейчас СЕО creative razom communications) и Дарией Кабановой (CEO ADV, сейчас СЕО razom communications) мы встретились летом 2017 года.

Подробная информация о компании, которую они мне предоставили, помогла мне принять решение о покупке и наметить стратегию развития. Мы планируем развивать razom communications как digitalcore компанию, с отдельным  digital-хабом, но при этом будем активно использовать в медиа-миксе все  каналы коммуникаций: телевидение, принт, наружная реклама. В коммуникациях важно понимать целевые аудитории и задачи брендов.  Для молодежи приоритетнее digital, более  старшее поколение по-прежнему может пользоваться телевидением и печатными изданиями. Поэтому мы сфокусируемся на развитии omnichannel подхода. Для рекламы важен фокус на мобильность и на интернет в балансе с традиционными медиа.

Роб, если проанализировать вашу инвестактивность за последние 10 лет, то отчетливо замечается тренд — вы покупаете/входите в состав владельцев компании, развиваете ее и продаете по более выгодной цене. С этой же целью вы приобрели группы "АДВ Украина"?

Я не знаю, продам ли razom communications, и когда это сделаю. Я не мыслю короткими горизонтами и покупаю бизнесы не для перепродажи. Я инвестирую, когда  верю в большой потенциал развития компании.

"Я не верю, что можно построить успешный крупный бизнес за короткое время, за пару лет".

Самое краткосрочное мое вложение заняло 8 лет. Так что в Украину я пришел надолго.

Расскажите как познакомились с российским владельцем "АДВ Украина"

С предыдущим владельцем Дмитрием Коробковым (на фото внизу) я познакомился весной 2017 года. И уже к нашей встрече летом были подготовлены все материалы как часть экспертизы. Я увидел многообещающий бизнес с хорошими перспективами. Я бы его купил, чьим бы он ни был — итальянским, немецким, Я британец и веду бизнес по-британски. Возможно, это не самый гибкий способ. Но ты пожимаешь руку, смотришь человеку в глаза и говоришь: "Я сделаю", — ты делаешь. Мы общались откровенно и прямолинейно. Адвокаты дорого берут за подготовку бумаг, но само общение было простым.

Сделка уже завершена?

Да, все юридические моменты завершены, я владелец. К сделке будет небольшое дополнение.

"Я намерен привлечь в бизнес украинского партнера с долей порядка 25% компании".

Мне кажется, что местный совладелец — это позитивный сигнал рынку, и плюсы для компании.

Кто это?

Пока я не могу рассказать больше. Подробности мы озвучим, как только все юридические моменты будут завершены.

Что заставило вас все же рискнуть и инвестировать в Украину, ведь сейчас имидж у нашей страны не очень…

Продажа бизнеса совсем не похожа на продажу, скажем, телефона. Тебе не рассказывают, какой он хороший и какая у него батарея.  Покупателю презентуют компанию, и он принимает решение, стоит ли инвестировать. Это сложно объяснить. В определенном смысле, покупателю все равно, что говорит продавец. Он слушает,  встречается с командой,  изучает финансовые показатели и бухгалтерские документы, проводит исследования, анализирует. Много полезной информации об экономической ситуации и инвестиционном климате в Украине мне предоставил  британский консул.

Я принимал решение, опираясь на собранную информацию и собственную экспертизу.

"Я никогда не плачу агентам, посредникам и инсайдерам. Рискую я, а не они".

Когда ты покупаешь часть Google или Facebook, тебе может понадобиться GP Morgan, потому что предстоит реструктуризировать крупную публичную компанию. Но для покупки/продажи частной компании тебе нужны только адвокаты.

Уверена, что вы не скажите, сколько инвестировали в покупку "АДВ Украина". Поэтому спрошу по другому. Какой подход вы использовали для подсчета стоимости бизнеса?

Покупая бизнесы, я использую два подхода. Я изучаю отчетность, оцениваю доход, прибыль, объемы продаж, умножаю — и получаю финальную сумму. На стабильных рынках (к примеру, Европа) такие данные могут быть довольно точными. Например, если я продаю небольшое британское агентство, работающее с персоналом, я могу просить три годовые прибыли. За технологические компании, в активе которых лицензии, можно получить 5-8 годовых прибылей.

Для нестабильных рынков (к примеру, Украина) такой подход весьма приблизителен. Но можно посмотреть и оценить, приносит ли компания прибыль — да, приносит; стабильны ли доходы, есть ли долгосрочные партнеры — да, есть. Можно многое посмотреть. Тут действует другой подход: оценка, сколько инвестор готов заплатить за компанию и честная ли это цена. К такой честной для себя цене я и пришел.

Но все же, на какие показатели вы смотрели, принимая решение?

Конечно, я проверял документы и оценивал рыночные перспективы, решение инвестора должно быть взвешенным. У Украины интересные показатели:  рынок рекламы демонстрирует впечатляющие результаты. По прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции в 2018 году он увеличится на 26% (ТВ — 26%, наружная реклама — 24%, интернет — 30%). Меня, как инвестора, привлекают такие темпы прироста. Рост ВВП в прошлом году 2%, возможный рост 2,8% в этом — это хороший результат, лучше, чем в Великобритании, которая находится в процессе  Brexit. Но я с вами согласен: риск сложно просчитать, его нужно просто принять во внимание. Уровень риска для каждого свой: то, что для одного риск, для другого может быть  пустяком, или кошмаром (смеется).

Что изменится в работе уже razom communications после смены владельца?

Я собственник, а не операционный менеджер. Бизнесом будут управлять Сергей Урын и Дария Кабанова. Команда — одна из причин, по которой я принял решение инвестировать в razom communications, и я не планирую ее менять.

Я помогу razom communications экспертизой, это ключевое.

"Я поделюсь видением digital-инноваций, потому что веду бизнес в Америке и Северной Европе, где уже работают технологии, которые только приходят на ваш рынок".

Я помогу профессиональными контактами. razom communications отличная команда, почему бы нам с ними не выйти на лондонский рынок? Я буду представлять razom communications за пределами Украины, это хорошо и для компании и для вашей страны. У компании уже есть опыт работы на внешних рынках в странах СНГ.

Я познакомлю их и с другими рекламными бизнесами, которыми я владею сейчас или владел ранее. Я рассчитываю на синергию. Например, у меня есть доля в очень хорошем рекламном агентстве, расположенном в модном креативном районе Лондона — Шордиче. Почему не объединить усилия?

Не планируете ли инвестировать в другие отрасли в Украине?

Я предпочитаю вкладывать средства в те сферы, в которых имею экспертизу. К примеру, в сельское хозяйство точно инвестировать не буду, ведь вообще не представляю, как этот бизнес работает. Потенциально мне интересна IТ-сфера.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9