![]() |
Тенденции развития интернет-рынка стран Центральной и Восточной ЕвропыСогласно отчету компании Gemius, динамика развития интернета в странах Центральной и Восточной Европы свидетельствует об активном росте рекламных доходов. |
Динамика развития интернета в странах Центральной и Восточной Европы, а также уникальные тенденции его ускоренного роста в последние годы привлекали особое внимание основных игроков онлайн-рынка Европы.
Результаты исследования gemiusAudience, отображающие рост проникновения интернета на отдельных рынках и увеличение расходов на интернет-рекламу, четко указывают на растущий потенциал этой части мира для рекламодателей. Укрепление позиций интернет-рынка стран Центральной и Восточной Европы также обеспечивается конкурентоспособностью локальных социальных сетей в отдельных странах.
Страны Центральной и Восточной Европы, владея прошлым опытом многочисленных экономических и технологических барьеров, сейчас исследуют свой потенциал онлайн-рынка. Несмотря на то, что этот регион еще не достиг уровня развития Западных рынков, его очевидные преимущества стремительно увеличиваются, как к примеру, уровень проникновения интернета. Более того, этот регион может предложить конкурентные цены и новые направления развития.
Итак, анализ данных по проникновению интернета в 2006-2009 гг. свидетельствует о растущем интересе к потенциалу этого региона.
График 1. Проникновение интернета в странах Центральной и Восточной Европы в 2006-2009 гг.
Источник: отчет «Do you CEE? - обзор онлайн-рынков Европы, 2009 г (Gemius для IAB)»
Уровень проникновения интернета в 5 исследуемых странах этого региона составляет более 50%, и, как видно на графике, в большинстве стран региона наблюдается стабильный рост. Интересен тот факт, что, в стране с наиболее низким уровнем проникновения интернета – Украине – наблюдался наибольший скачок роста в период с 2006 по 2009 год - 84 процента.
Кроме этого, вторым показателем развития интернет-рынка в странах данного региона является средний уровень роста рекламных расходов онлайн-рынка. При сравнении суммы рекламных расходов онлайн-рынка стран Центральной и Восточной Европы с показателями стран Западной Европы, заметно динамическое увеличение, а именно, в период 2007-2008 гг. рост рекламных расходов онлайн-рынка стран Центральной и Восточной Европы составил 52 процента, что вдвое превышает результат роста на Западных рынках в исследуемый период.
График 2. Средний рост рекламных расходов онлайн-рынка стран Центральной и Восточной Европы, а также стран Западной Европы (2007-2008 гг.)
Источник: Оценки компанииGemius на основании данных внешних источников; включены страны: Центральная и Восточная Европа (Хорватия, Литва, Словения, Румыния, Польша, Россия, Болгария, Словакия, Латвия, Венгрия, Эстония и Чехия), Западная Европа (Австрия, Финляндия, Турция, Греция, Испания, Норвегия, Дания, Бельгия, Италия, Великобритания, Германия, Швеция, Франция, Голландия)
Относительно низкий показатель роста в странах Западной Европы скорее всего объясняется достаточным уровнем развития онлайн-рынка этих стран (его перенасыщением). В то же время, в странах Центрального и Восточного региона онлайн-рынки менее зрелые, динамический рост инвестиций в онлайн-рекламу более значителен, как и исследуемый потенциал стран этого региона.
Однако не только растущий уровень проникновения интернета и увеличения рекламных расходов свидетельствует о потенциале онлайн-рынка стран Центральной и Восточной Европы. Локальные интернет бренды, созданные и развивающиеся в странах этого региона, отстояли свое место на рынке перед мировыми лидерами. Речь идет о социальных сетях. Интересно наблюдать, как в странах этого региона, идеи и решения, созданные в «домашних условиях» конкурируют с экспансией таких брендов как Facebook. Специфичность онлайн-рынка этих стран дает возможность дополнительного изучения их рекламодателями и другими заинтересованными лицами.
Таблица 1. Наиболее популярные социальные сети – Венгрия, Польша, Россия, Латвия
Страна |
Название |
Количество real-users |
Охват |
Место в рейтинге по количеству просмотров страниц в мес. |
Венгрия |
iwiw.hu |
2 735 340 |
65.66% |
1 |
Польша |
nasza-klasa.pl |
10 894 626 |
63.29% |
1 |
Россия |
vkontakte.ru |
22 656 212 |
56.74% |
1 |
Латвия |
draugiem.lv |
711 240 |
59.89% |
1 |
Источник: gemiusAudience, Декабрь 2009
Данные, отображающие текущее состояние онлайн-рынка стран Центральной и Восточной Европы, подготовлены с использованием результатов исследования gemiusAudience – исследования, разработанного компанией Gemius в 2002 и проводящегося в данные момент на 16 рынках Европы и Ближнего Востока. Этот продукт объединяет в себе установочное оффлайн-исследование, статистику посещаемости сайтов (site-centric измерения), и user-centric (панельные) измерения. Кроме того, методология исследования постоянно адаптируется к отдельной ситуации на онлайн-рынке для большей достоверности полученных данных (на основании cookie панели или software панели исследования). Исследование gemiusAudience также предоставляет данные об использовании приложений, потокового контента (аудио и видео), а также мобильных сайтов. Результаты исследования gemiusAudience предоставляют медиапланерам, рекламным агентствам и рекламодателям точные и актуальные данные для онлайн медиапланирования. На основании данных исследования gemiusAudience был создан результат совместной работы компаний IAB и Gemius, отчет "Do you CEE? Обзор онлайн-рынков Европы 2009", можно скачать на сайте третьей конференции Internet CEE: www.internetcee.com.
Компания Gemius SA самое крупное онлайн исследовательское агентство в Европе. Gemius SA предлагает широкий спектр исследовательских продуктов в интернете для самых известных брендов. Gemius предоставляет данные о поведении пользователей (gemiusTraffic), профиле интернет аудитории (gemiusProfile) и эффективности рекламных кампаний в интернете. Исследование gemiusAudience является стандартом во многих странах, где в сотрудничестве с местными индустриальными комитетами и другими игроками рынка Gemius проводит высококачественные измерения аудитории интернета для медиапланеров, медиабайеров и издателей.
Компания была основана в Польше в 1999 г., действует на рынках 20 стран Европы, Азии и Ближнего Востока.