пресса
|
Последствия повышения налога на рекламу: исчезновение аналитики, падение рентабельности СМИ и закрытие изданийПоследствия повышения налога на рекламу: исчезновение аналитики, падение рентабельности СМИ и закрытие изданий |
42, 39, 9, 6 - именно в столько раз в зависимости от типа медиа увеличиться налоговая ставка на рекламу, если новый закон, который сейчас активно обсуждается в стенах Верховной Рады, будет принят.
Документ не был официально опубликован и объявлен общественности. В связи с этим, по прогнозам экспертов, которые собрались на Круглом столе «Последствия повышения ставки налога на рекламу» 22 апреля, есть еще несколько дней до принятия бюджета, чтобы или остановить внедрение данного законопроекта, или снизить предполагаемый налог до разумным пределов, которые не нанесут значительных убытков отрасли. В категорию средств массовой информации, которая будет облагаться налогом, входят все виды СМИ, кроме радио.
Предполагаемые поступления в бюджет составят 1 млрд. гривен. К примеру, в 2009 году годовой оборот телевизионной отрасли составил 2 млрд. 280 млн. гривен. Если предположить, что половина этих средств пополнят бюджет страны, то последствия для отрасли будут совсем неблагоприятные.
Вопрос «Способно ли нововведение увеличить вхождения денег в бюджет?» был одним из главных вопросов, который обсуждался на круглом столе. Всем известно, что рекламные бюджеты на текущий год уже сформированы, и внести в них главу о дополнительных расходах - значит или повысить цену на товар, что негативно отобразится на кошельке потребителя, или вовсе сократить вещание.
Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской Рекламной Коалиции, отметил, что в результате этого постановления сократятся рекламные бюджеты. Уменьшится и потребление продукта (программы на телевиденье, печатные издания, внешняя реклама) и, как результат, значительно сократиться поступления в бюджет страны. Говоря о печатных СМИ, Максим Лазебник предположил, что спонсоры, в связи с непомерным налогом, будут размещать свою рекламу в российских изданиях, которые представлены в Украине.
Ольга Большакова, руководитель центра законодательных инициатив Независимой ассоциации телерадиовещателей (НАМ), поделилась своим мнением о последствиях принятия законопроекта: «Во-первых, снизится плюрализм СМИ, в последствие этого обанкротятся региональные и местные носители. Во-вторых, новички на рынке утратят финансовую стабильность. Результат сокращения бюджета организаций - массовое увольнение работников. Все эти изменения предполагают снижение качества программного продукта».
Алексей Погорелов в преддверии круглого стола вместе с представителями издательских домов провел некоторые подсчеты. По его словам, рентабельность СМИ упадет с 10% до 1%. В результате этого утратятся такие жанры как аналитика, журналистские расследования и др. Прогноз для рекламно-информационных изданий также неутешительный: предполагается закрытие 10-20% существующих изданий.
В случае уменьшения объемов рекламы упадет спрос на «цивилизованные» форматы продаж и на легальные продукты и услуги. Эксперты отметили, что возможно увеличение количества «секонд-хенда» (некачественной и дешевой иностранной продукции) в телевизионном вещании.
Как бороться с проблемой?
«Необходимо прибегать к крайностям, действовать быстро, четко и слажено», - в унисон утверждали присутствующие на круглом столе депутаты, которые пообещали сделать все от них зависимое, чтобы выйти из этой ситуации с наименьшими потерями.
Олеся Жулинская, директор по связям с общественностью Coca-Cola, отметила, что она, при поддержке руководства компании, готова к самым радикальным действиям. Юрий Артеменко призвал все медиа устроить бойкот: день без рекламы. Организаторы круглого стола - Индустриальный телевизионный комитет и Независимая ассоциация Телерадиовещателей рассказали, что у них есть наброски «радикальных действий».
И в заключение нужно сказать, что возможно Украина станет единственной страной в Европе, где налогообложение социально ответственного бизнеса превысит 50% доходов. Эти действия ни как не стимулируют ни издателей, ни рекламодателей, и, поэтому они приведут к увеличению тенизации рекламного и издательского бизнеса.