3nov2010

«Как пройти собеседование» – практика интервью от маркетинг-группы OS-Direct

Часто собеседование вызывает ощущение, будто ты выходишь в открытый космос. Там, за лаковой дверью, таится неизвестность. Что надо написать в резюме? Как вести себя во время самого интервью? Ответ на эти вопросы можно найти в нашей статье, написанной по мотивам тренинга «RealTimeInterview». Маркетинг-группа OS-Direct организовала учебное собеседование в рамках фестиваля REX-2010. Руководители компаний показали ошибки соискателей и развеяли несколько иллюзий по поводу интервью.

Первый вопрос на «открытом интервью» задал Андрей Федоров, соучредитель и руководитель UNITED Communications Group. И это был вопрос: а где ваше резюме?

Базовая ошибка многих соискателей: они приходят на собеседование без резюме. А ведь работодатель – занятой человек: за день он должен решить массу вопросов, ответить на десяток писем и, вообще, вечером летит на деловую встречу в Москву. Когда в этом плотном графике наступает момент для разговора с возможным сотрудником, интервьюер нуждается в «подсказке». Она поможет быстро вникнуть в содержание беседы: почему, зачем и кто вообще этот мальчик/девочка? Работодатель ни в коем случае не будет тратить свое время на то, чтобы распечатать резюме. Ведь он хочет свое время сэкономить!

Валентин Калашник, директор маркетинг-группы OS-Direct, напомнил, что на первом этапе резюме читают «специально обученные люди», а вот живую беседу проведет начальник отдела. А значит, он знакомится с кандидатом «с чистого листа». И лучше бы на этом листе было резюме.

А Виктор Коновалов, креативный директор корпорации «Супер героев», уточнил, что методология кадровой службы – метод исключения. Кадровики просматривают резюме соискателей в поисках тех критериев, по которым он НЕ ПОДХОДИТ компании. Поэтому стоит еще раз принести резюме и лично обратить внимание на свои ДОСТОИНСТВА.

Предоставленная в резюме информация должна соответствовать действительности. Например, прочитав в резюме соискателя, что тот свободно владеет языками, Андрей Федоров предложил продолжить беседу на английском. Кандидат легко продолжил беседу.

А вот с другим соискателем случился конфуз: работодатель оказался более компетентен в профессиональных вопросах, чем выпускник института. И, конечно же, молодому человеку отказали в работе. Но за наглость его даже похвалили: «Если вы умеете говорить о том, чего не знаете, красиво и убедительно, может мы вас куда-то и пристроим».

Реалии нашей страны таковы, что часто люди получают образование в одной сфере, а работают в совсем другой. Например, физики работают в маркетинге. И тут возникает коварный вопрос: Зачем вы потратили 5 лет на изучение физики, если работаете в маркетинге?

И ответы в духе «Ну-у... Физикам денег не платят» - очень сильно снижают ваш рейтинг в глазах работодателя. От них веет трагизмом и безысходностью. Новый сотрудник – это часть жизни отдела. И вряд ли работодатель захочет приглашать в свою жизнь печального Пьеро.

С другой стороны, нельзя и отшучиваться от трудных вопросов. Это может быть воспринято, как легкомыслие по отношению к работе. Ведь каждый ответ должен продавать работника. Самый лучший вариант ответа в этой ситуации - объяснить, какие дополнительные возможности открывает нетрадиционное сочетание опыта.

Часто в качестве своего положительного качества соискатели называют работоспособность и добросовестность. Но, как оказалось, работодатели не считают это преимуществом. Валентин Калашников заметил: «Людей способных копать отсюда и до вечера тысячи-сотни тысяч желающих. Но людей, которые способны действительно помочь компании добиться чего-то – единицы». Работодатели ищут именно этих людей.

Никто из соискателей не воспользовался мудростью древних: «Кто предупрежден – тот вооружен». Для них неожиданностью был вопрос: Что вы знаете о нашей компании? Оксана Алиева, директор службы маркетинга АО «Сбербанк России» в Украине, рассказала соискателям, что исследовав компанию-работодателя, можно заранее понять, что требуется от новых сотрудников: если компания находится на этапе стартапа, то от новичка нужна энергичность, новые идеи, стрессоустойчивость; если компания переживает спокойные времена - стабильность, коллективизм, приверженность ценностям компании.

Директор OS-Direct объяснил: «Вы идете на СОБЕСЕДОВАНИЕ, а не на допрос. И если вы заготовите несколько вопросов о компании, то покажете свою заинтересованность. А ведь любой работодатель, как и любой человек, любит говорить о своем. В данном случае, о своем бизнесе».

Много разговоров на тренинге собеседований было о планах соискателя. И, пожалуй, это был самый опасный момент, но большинство соискателей этого не поняли. Отвечая на вопрос о своих мечтах, они расслаблялись, начинали откровенничать. А работодатели внимательно следили за претендентом без маски.
После разговора о мечтах одному из ребят Виктор Коновалов сказал: «Для меня собеседование закончилось на фразе: «Чего я хочу достичь через три года? Стать человеком, который сам ставит себе задачу и находит пути достижения целей. Я ищу работу, придя на которую я пойму, что это та самая работа». В ней я услышал:
- Я хочу научиться чему-то полезному, я хочу, чтобы деньги на это потратили Вы. Потом я хочу сменить еще несколько работ, так что у Вас я надолго не задержусь».

Валентин Калашников по рассказам «Кем я хочу быть, когда вырасту» отбирал целеустремленных организаторов, стратегов: «Будьте добры, десятью словами сообщите мне ваш план построения мира во всем мире».

Подытожив все собеседования, Оксана Алиева сказала: «А у меня такое чувство, что мы все хотим ходить в какой-то фанклуб. А работать мы не хотим?» На собеседовании должно быть меньше «Я». Даже отвечая на вопрос о личных амбициях, соискатель должен на самом деле рассказывать, какие преимущества получит компания.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9