18sep2012

Введение цифрового вещания заставляет небольших кабельных операторов уходить с рынка

По материалам: sostav.ua

Переход Украины на цифровое телевидение подталкивает небольших кабельных операторов к продаже бизнеса. О начале переговоров рассказали уже в нескольких региональных компаниях, которые не в состоянии инвестировать в обновление оборудования в соответствии с требованиями Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания.

 

В таком положении оказались компании, на чью долю приходится более 40% всех абонентов в стране. Это требование регулятора может помочь крупнейшему оператору - компании "Воля" - расширить свое присутствие в регионах, полагают эксперты. 

Продиктованное решение 

Поиском покупателя летом этого года занялись владельцы сумского оператора "Майбуття" (обслуживает около 10 тыс. абонентов), рассказали "Ъ"сразу несколько менеджеров кабельных операторов. Кроме того, выйти из капитала западноукраинского оператора "Одеко" (работает во Львове, Луцке, Черновцах, Тернополе и Запорожье, обслуживая около 180 тыс. абонентов) в скором времени намерен и его основной акционер - чешский инвестфонд PPF Investments. "Весной этого года мы даже вели с ним переговоры, которые пока ничем не завершились",- рассказал президент компании "Воля" Сергей Бойко. "Переговоры ведут еще два оператора в Восточном и Центральном регионах страны",- добавила вице-президент Ассоциации правообладателей и поставщиков контента Наталья Клитная, отказавшись называть компании. В "Майбуття", "Одеко" и PPF Investments эту информацию не прокомментировали. 

Причина ухода многих игроков - недавние регуляторные изменения, отмечает Наталья Клитная. Речь идет об июльском решении Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания о расширении так называемой универсальной программной услуги (УПУ) - обязательного для трансляции пакета телеканалов. Если раньше в него входили 16-19 каналов (число зависит от района вещания), то теперь в отдельных населенных пунктах их количество увеличится до 42 - в УПУ включены все каналы, получившие лицензии на цифровое эфирное вещание.

Нацсовет принял данное решение по требованию компаний, получивших в прошлом году лицензию на цифровое эфирное вещание, пояснял "Ъ" глава ведомства Владимир Манжосов. 8 эфирных частот имеет группа "Интер", 4 - StarLightMedia, 3 - "Украина", 2 - "1+1". Еще 7 частот досталось новым игрокам: например, телеканалу Нацбанка "Банк-ТВ", телеканалу "Хоккей". Включение в УПУ, по мнению регулятора, должно стать компенсацией для каналов, которые вынуждены платить провайдеру за цифровое вещание, несмотря на то, что пока аудитория цифрового эфира ничтожно мала (см. "Ъ" от 29 февраля). 

Дорогая цифра 
Для выполнения решения Нацсовета большинству кабельных операторов придется исключать из своих сетей уже работающие телеканалы. Дело том, что их сети в регионах сейчас построены по технологии аналогового вещания и позволяют передавать всего 50-60 каналов. Больше половины из них теперь фактически не будут приносить доход провайдеру: телеканалы, входящие в УПУ, не обязаны платить провайдерам за трансляцию сигнала, а абонплата за так называемый "социальный пакет", основанный на УПУ, минимальна - 20-30 грн. По данным Ассоциации правообладателей и поставщиков контента, "социальным пакетом" пользуется примерно половина всех абонентов кабельного ТВ в стране - то есть порядка 1,75 млн человек. 

Минимальные затраты операторов на включение в свои пакеты цифровых эфирных каналов (без перехода на цифровые сети) госпожа Клитная оценивает минимум в 200 грн на одного абонента при максимальной абонплате в регионах около 40 грн в месяц. То есть при абонбазе в 10 тыс. абонентов региональный оператор должен потратить на включение цифровых каналов не менее 2 млн грн при среднем доходе 400 тыс. грн в месяц. 

Однако в таких инвестициях нет смысла, отмечают эксперты. Ведь основную прибыль операторам приносят иностранные каналы (такие как НТВ, Discovery, National Geographic) и отечественные нишевые телеканалы - именно ради них абоненты подписываются на более дорогие расширенные пакеты услуг. При этом если первым провайдеры, как правило, выплачивают роялти, то вторые даже доплачивают за доступ к зрителю - региональные провайдеры берут с них $500-1000 в месяц, рассказывает издатель отраслевого журнала Mediasat Александр Глущенко. 

Чтобы включить в пакеты не только обязательные телеканалы, операторам необходимы гораздо большие инвестиции. Затраты на полноценную цифровизацию кабельных сетей в компании "Воля" оценивают еще выше - порядка $50-55 на одного абонента. "Финансировать такие проекты из оборотных средств мелких компаний практически невозможно. А получить кредит на такой проект сложно",- резюмирует гендиректор компании "Триолан" Вадим Сидоренко. 

Сияние и поглощение 
Сделки по слиянию и поглощению на рынке кабельного телевидения в последние годы были редкостью. При достаточно стабильном числе абонентов (за последние четыре года их количество практически не изменилось; см. график) выручка компаний за данный период выросла в полтора раза. Это связано как с постепенным ростом цен, особенно во время кризиса, так и с изменением предпочтений пользователей, которые все чаще выбирают более дорогие программные пакеты. "Поэтому собственники компаний не стремились продавать бизнес либо запрашивали за него высокую цену",- говорит Вадим Сидоренко из "Триолана". Так, компания "Фальстап" (около 100 тыс. абонентов), купленная оператором "Воля" в прошлом году, оценивалась экспертами в 8 EBITDA, или около 140 млн грн. 

Сейчас ситуация меняется, и компании начали снижать цены, говорит Наталья Клитная. Сложившаяся ситуация на руку компании "Воля", которая активнее других операторов приобретала новые активы в регионах. Сейчас оператор работает в 20 городах страны и на конец прошлого года обслуживал около 40% всех домохозяйств, пользующихся кабельным телевидением в стране (данные участников рынка). Для сравнения, второй по величине игрок - "Триолан" - занимает лишь 10%. Около 7% рынка по числу абонентов занимает "Одеко", свыше 40% приходится на более мелких региональных операторов. 

На покупках региональных операторов настаивали ее акционеры - инвесткомпании SigmaBleyzer и Providence Equity Partners. Цель этих приобретений - рост капитализации "Воли". Инвесткомпании планировали продать часть своей доли в ходе IPO, которое планировалось провести в 2013 году. В прошлом году господин Бойко сообщил, что размещение может быть перенесено на 2016 год из-за кризиса на финансовых рынках. "Сейчас мне ничего не известно о планах инвесторов по выходу из бизнеса",- говорит господин Бойко. Впрочем, в последние месяцы "Воля" ведет активную работу по упорядочиванию корпоративной структуры - все локальные операторы переходят на предоставление услуг одним юридическим лицом, унифицируется ассортимент и стоимость пакетов телеканалов. 

Однако и крупные компании не спешат приобретать новые активы. "Большинству операторов требуются значительные инвестиции в модернизацию, а также в интеграцию в существующую сеть. Поэтому зачастую дешевле построить новую",- утверждает Вадим Сидоренко. Впрочем, и сам "Триолан" вскоре может стать объектом поглощения. Сейчас группа состоит из 11 самостоятельных операторов, работающих в разных городах под общим брендом. Весной этого года из-за конфликта вокруг прав на торговый знак партнеры решили продолжить работу под разными брендами.



Игорь Бурдыга

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9