![]() |
Рынок рекламы в кинотеатрах Украины в 2007 году вырастет на 20%Всеукраинская рекламная коалиция (ВРК) прогнозирует почти 20%-ный рост рынка рекламы в кинотеатрах в этом году (с $6,5 млн в 2006 г. до $8 млн к концу этого года). Рекламные агентства опасаются, что рост сегмента будет тормозить резкое увеличение кинотеатрами цены размещения. Повлиять на этот процесс представители отечественного рекламного бизнеса не могут. |
"Одна из основных наших задач в этом году - удержать цены на уровне прошлого года, а в некоторых кинотеатрах - снизить", - заявил директор компании "Киномедиа Эдвертайзинг" Олесь Маляревич. Один показ 30-секундного ролика в среднем стоит около $50, а общенациональная рекламная кампания может обойтись клиенту в $40-60 тыс. при месячном охвате аудитории до 1,5 млн человек. Для сравнения: кампания на центральном телеканале страны обойдется в $200-500 тыс. Столь существенная разница расценок на рекламу заставляет руководство украинских кинотеатров повышать тарифы.
Это, по мнению экспертов, играет одну из решающих ролей в увеличении поступлений от рекламы в кинозалах. Ожидается, что кинореклама в этом году подорожает на 20-30%. По мнению аналитиков, последствия такого подорожания неоднозначны. Постоянный рост цен может отпугнуть некоторых рекламодателей. В частности, негативно сказаться на активности компаний со средними рекламными бюджетами. Им выгоднее разместить меньшее количество рекламных роликов на телевидении (ТВ-реклама к концу года подорожает на 40%): не требуется адаптация рекламного продукта под широкий экран (обходится до $2 тыс.) и более тщательная "подгонка" концепции рекламной кампании под потребности и интересы целевой аудитории. К тому же, такое направление как реклама в кинотеатрах еще недостаточно изучено рекламодателями, поэтому в основном кинорекламу размещают компании с иностранными инвестициями.
Эксперты уверены, что подогреть интерес рекламодателей к размещению рекламы в кинотеатрах может качество аудитории, посещающей кинозалы. Это активные платежеспособные люди в возрасте от 20 до 40 лет, которые почти не сидят перед телевизором. К тому же, более 80% киноманов воспринимают рекламу положительно, поскольку приходят на сеансы в хорошем настроении, считает менеджер РА "Сота" Алевтина Помазанко. И рекламодатели пользуются этим. "Сейчас 85% всей рекламы - это ролики, которые демонстрируются перед показом фильма", - утверждает господин Маляревич.
Есть и другие преимущества размещения рекламы в кинотеатрах. Мария Осипова, бренд-менеджер ТМ "Корона" компании "Крафт Фудз Украина", заявила: "Для шоколада кинотеатры ценны и с точки зрения имиджа: просмотр фильма - одно из наиболее популярных времяпровождений влюбленных пар, для которых истории об истинных чувствах и романтическое настроение бренда будут наиболее близки".
Как отмечают эксперты, реклама в кинотеатрах особенно эффективна в связке с ТВ и наружной рекламой. Дополнением к рекламным роликам является менее дорогая реклама внутри кинотеатра: cити-лайты ($600 за макет/мес.), реклама на мониторах, флаерах и билетах. "Эффективность ее ниже, чем на киноэкране, так как охват целевой аудитории и отдача размывается: клиент может пройти мимо сити-лайта, не обратив на него внимание",- заявляет госпожа Збуржинская.
О том, что рынок рекламы в кинотеатрах является в Украине перспективным направлением, может свидетельствовать внедрение инновационных технологий. В конце апреля один из основных операторов рынка запускает систему цифрового показа рекламы. Система управляется с центрального сервера и способна в течение нескольких минут запустить или остановить ролик в любом кинотеатре, подключенном к сети. Планируется, что к концу года эта сеть будет включать 10 кинотеатров. Внедрение новой системы позволит рекламодателям более оперативно размещать рекламные ролики: нет необходимости адаптировать и тиражировать их, что занимает 5-10 дней. Более того, система подключена к кассе кинотеатра, что дает возможность в онлайн-режиме видеть количество зрителей, присутствующих на сеансе.
Несмотря на все эти позитивные тенденции, нетрудно заметить, что рост сегмента кинорекламы за последние годы заметно замедлился. Если в 2004-2005 гг. он составил 100% - с $2,5 млн объем рынка вырос до $5 млн, то в прошлом году этот показатель не превысил и 45%.
Наиболее активно кинорекламу сейчас используют операторы мобильной связи, производители пищевой продукции, бытовой химии и техники. Не так давно кинозаставки начали предоставлять и автомобильные дилеры.
Мировой опыт
В США объем рынка кинорекламы перевалит в этом году за $600 млн. Темпы развития данного сегмента такие же, как в Украине (20% ежегодно). Американские специалисты по рекламе знают, что 85% киноманов в их стране планируют потратить около $35 тыс. на новый автомобиль, а семейный доход 62% кинозрителей превышает $40 тыс. в год. Кроме коммерческой рекламы на киноэкранах США периодически появляется еще и политическая пропаганда.
В Великобритании рост сегмента кинорекламы за последние годы почти не наблюдается. Уже несколько лет рыночный объем составляет около $320 млн. Всего в стране насчитывается 740 кинотеатров (более 3,5 тыс. кинозалов). Лондону принадлежит более 25% рекламных сборов от кино.
В России темпы развития рынка кинорекламы, также как и в США, сопоставимы с украинскими. За последние четыре года объем рынка удвоился и составил $30 млн. Количество современных кинотеатров - около 550. При этом в рекламных кампаниях в основном задействуются кинотеатры городовмиллионников: на них приходится 52% общего количества кинозалов.