мобильное тв
|
«Кентавр» включил мобильное телевидениеРазвивать мобильное телевидение в Москве планируют не только АФК «Система» и «Вымпелком» — конкуренцию им составит ООО «Кентавр», неизвестное ранее, но уже построившее сеть мобильного ТВ в столице и получившее соответствующие частотные присвоения. |
Как стало известно «Ъ», «Кентавр» входит в структуру WiMax Holding, чьим основным активом является WiMax-оператор «Скартел», 25,1% которого осенью прошлого года купили «Ростехнологии».
О том, что компания «Кентавр», развивающая стандарт мобильного телевидения DVB-H в Москве, аффилирована со «Скартелом», «Ъ» рассказал один из участников рынка. Гендиректор «Скартела» Денис Свердлов отказался от комментариев. Однако источник, близкий к «Скартелу», утверждает «Ъ», что «Кентавр» был зарегистрирован именно «Скартелом». Согласно данным СПАРК, гендиректором «Кентавра» является Денис Свердлов. «Сеть мобильного ТВ построена, инвестиции в проект составили десятки миллионов долларов»,— уточняет собеседник «Ъ». По его словам, для покрытия Москвы сетью DVB-H потребовалось около 30 базовых станций; в первое время будут транслироваться восемь каналов. В 2009 году услуга будет бесплатной, а вещание мобильного ТВ планируется запустить летом этого года. «Но все зависит от того, удастся ли компании получить необходимые разрешения. У нее есть частотные присвоения, но нет документов от Роскомнадзора, которые прекратили выдавать в феврале этого года»,— поясняет источник «Ъ», близкий к компании.
Технология DVB-H позволяет транслировать цифровой видеосигнал на сотовые телефоны, КПК и портативные телеприемники. Чтобы смотреть мобильное ТВ, нужно устройство с поддержкой стандарта. Такие телефоны выпускают LG, Motorola, Nokia, Samsung и другие.
Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) ограничила выдачу радиочастот для аналогового и цифрового вещания в январе 2008 года в связи с подготовкой к цифровизации теле- и радиовещания в России. Возобновить выдачу частот планировалось после того, как будет разработан частотно-территориальный план цифрового ТВ. По словам пресс-секретаря министра связи и массовых коммуникаций Елены Лашкиной, вопрос о возможном возобновлении выдачи лицензий на мобильное ТВ в стандарте DVB-H будет рассматриваться на ближайшем заседании комиссии, которое должно состояться в июне.
До сих пор «Скартел» заявлял только о планах развивать в России технологию мобильного WiMax. В сентябре 2008 года компания сообщила, что в течение трех-четырех лет покроет 40 крупнейших городов России и вложит в сети приблизительно $1 млрд (см. «Ъ» от 11 сентября). А в ноябре стало известно, что 25,1% «Скартела» принадлежит «Ростехнологиям».
Помимо «Скартела» решение регулятора ожидают еще два участника рынка. В 2008 году «Цифровое телерадиовещание» (ЦТВ), дочерняя компания «Системы МассМедиа» (СММ; входит в АФК «Система»), начала тестировать сеть DVB-H в Москве. У ЦТВ в Москве будет шесть мощных передатчиков DVB-H, которые должны обеспечить полное покрытие города, говорит директор по корпоративным коммуникациям СММ Хабиб Абдуллаев. Инвестиции в проект оцениваются более чем в $10 млн. «Сеть будет готова к запуску после того, как компания получит разрешение регулятора»,— уточняет Абдуллаев. Еще одну сеть DVB-H построила «дочка» «Вымпелкома», компания «Доминанта». По словам руководителя службы корпоративных коммуникаций «Вымпелкома» Елены Прохоровой, их сеть состоит из 36 базовых станций, что обеспечивает 90-процентное покрытие столицы в пределах МКАД. Инвестиции в проект равнялись $10-15 млн.
Эксперт ИК «Финам» Алексей Курасов считает, что потенциал у DVB-H в России невелик. «Вероятно, услуги будут стоить 200-300 руб. в месяц. При реальном проникновении сотовой связи на уровне примерно 70% объем рынка в 2012 году может составить от 10 млрд до 18 млрд руб. В масштабах сотовых операторов это небольшая сумма»,— говорит господин Курасов. Кроме того, в России потенциал этого сервиса будет ограничен высокой стоимостью (абонентская плата сопоставима с месячным ARPU абонента) и отсутствием мобильных устройств с поддержкой DVB-H. «Скорее всего, услугой будут пользоваться не более 3-5% всех абонентов»,— считает господин Курасов.