30oct2009
цифровое тв
цифровое тв

Президент назначил России 24 цифровых канала

Автор: Надежда Анатольева

«Развитие цифрового телерадиовещания на всей территории страны – стратегически важный проект. Он таковым и остается. В результате его реализации к 2015 году каждый житель России должен иметь возможность смотреть 24 цифровых канала с возможностями расширения доступа к каналам по мере расширения стандартов, которые будут использоваться при передаче цифрового сигнала, — заявил сегодня президент России Дмитрий Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в подмосковном Фрязино.

К 2015 году, по замыслу правительства, цифровое вещание должно распространиться на всю территорию страны. Между тем по итогам 2008 года, по данным J'son & Partners Сonsulting, проникновение цифрового платного телевидения в РФ составило 8%. В 2008 году абонентская база цифрового платного ТВ составила 4,1 млн домохозяйств (34% от общероссийской базы платного ТВ). Доходы от цифрового платного телевидения в 2008 году достигли 196 млн долларов, что составляет примерно 25% от доходов платного ТВ в нашей стране.

Согласно федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы», переход на цифровое вещание обойдется в общей сложности в 122,4 млрд рублей, из которых 76,4 млн рублей составят средства федерального бюджета, еще 46 млрд рублей планируется привлечь из внебюджетных источников. Основная часть расходов ляжет на Российскую телевизионную и радиовещательную сеть (РТРС) и ФГУП «Космическая связь» (ГПКС).

Цифровая боль России

Как уточняют представители РТРС, перед Россией стоит задача максимально «безболезненно» для населения перейти на цифровой формат вещания. Генеральный директор РТРС Алексей Малинин ссылается на то, что у европейских стран ушли десятилетия на строительство этих сетей. «В частности, в США только недавно полностью отключили аналоговое вещание. В Европе существуют рекомендации до 2012 года отключить аналоговое вещание», — говорит он.

Как бы то ни было, президент ОАО «Система Масс-Медиа» Андрей Смирнов в интервью BFM.ru заявил, что считает поставленную президентом цель вполне осуществимой. «Сейчас в России существует несколько возможностей доступа цифрового вещания к абонентам — и через спутник, и через наземную сеть, и благодаря возможностям IP-телевидения, — объясняет он свой оптимизм. — Я считаю, что если будут использованы все три возможности, что к 2015 году, действительно, каждый россиянин будет иметь возможность доступа к цифровому телевидению».

Однако, несмотря на то, что разговоры о переходе к цифровому эфирному вещанию ведутся уже не один год, реальное выполнение программы существенно отстает от назначенных сроков, указывает ведущий консультант департамента Медиа&ТВ J'son & Partners Сonsulting Юлия Канина. По ее словам, одним из главных препятствий на пути к поставленной цели может стать недостаточное финансирование ФЦП и необходимость поисков дополнительных источников.

По оценке РТРС, дополнительно к сумме, выделенной на ФЦП, понадобится еще более 25 млрд рублей для создания спутниковой сети; при этом РТСР надеется на помощь местных властей и региональных бюджетов.

Цифре мешает буква закона

В рамках программы должны быть сформированы три пакета каналов (мультиплексов), вещание которых происходит на одной частоте и распространение которых на себя берет государство. Пока определен состав одного: в него вошли «Первый канал», «Россия», «Культура», «Спорт», «Вести-24», НТВ, «Петербург-Пятый канал», детско-юношеский канал на базе «Бибигона» и «Теленяни», а также «Радио России», «Маяк» и «Вести FM».

Эксперты, опрошенные BFM.ru, указывают, что, согласно программе, эти 8 каналов первого мультиплекса являются бесплатными. Второй и третий мультиплекс будут коммерческими.

Однако проблема не только в деньгах. Президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин также указывает, что значительная часть проблем, связанных с переходом на цифровое вещание, заключается в российском законодательстве.

«По сути, переход на цифровое ТВ означает изменение всей цепочки взаимоотношений между вещателями, операторами ТВ, абонентами и рекламодателями. Раньше эфирные телеканалы существовали за счет рекламодателей. При переходе на цифровое вещание не понятно, кто будет платить, — пояснил суть проблемы Юрий Припачкин в интервью BFM.ru. — Либо каналы будут получать средства от абонентов (pay TV), либо от рекламодателей, при этом абоненты не будут платить вообще ничего (free TV). Это необходимо отрегулировать на законодательном уровне».

Как уточнил Юрий Припачкин, в настоящее время на рассмотрении в Минкомсвязи находятся поправки в отдельные законы — о СМИ, о связи и о лицензировании вещательной деятельности. «Планируется в рамках поправок, что основная нагрузка за обеспечение финансовой стороны вопроса ляжет на вещателей и операторов кабельного телевидения», — говорит он.

Голосуй и заказывай

Андрей Смирнов полагает, что так или иначе рост числа абонентов в будущем приведет к снижению ежемесячной абонентской платы. «При больших объемах абонентов есть возможность перехода на смешанные модели бизнеса, при которых абонент оплачивает часть стоимости вещания, а остальное поступает за счет рекламы, — говорит он. — Сейчас абонентская база невелика, и возможности осуществления такой модели у провайдеров кабельного ТВ нет. Если абонентская база к 2015 году вырастет в разы, в чем сомневаться не приходится, то у потребителя будет выбор между дешевым (с точки зрения доступа) каналом — с рекламой, либо же дорогим — но без рекламы».

Дмитрий Медведев сегодня также заявил о необходимости расширения доступа россиян к интерактивным услугам. Переход на цифровое ТВ, сказал президент, должен сопровождаться «новым набором интерактивных мультимедийных услуг».

Андрей Смирнов считает, что именно доступ к возможности голосования, заказа фильма из библиотеки контента и прочему позволит решить проблему сокращения телезрительской аудитории, который наблюдается в настоящее время. «Телевидение в нынешней форме уже устарело, — сказал эксперт BFM.ru. — А отличия цифрового телевидения состоят не только в улучшенном качестве изображения, но и в доступе к возможностям интерактивного общения. Сейчас подобные услуги уже доступны, и по мере их развития российское ТВ, действительно, сможет шагнуть в новую эру развития».

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9