|
Роберт МакКи: «Хорошая история будет востребована на любой медиаплатформе»Роберт МакКи приехал в Киев читать лекцию по своему мировому бестселлеру - книге «История на миллион». «Я не приехал учить украинскую публику снимать голливудские фильмы», - сразу предупреждает он. Четыре дня семинара – это заполненный зал кинотеатра «Украина» и разнообразная публика. Сценаристы, продюсеры, режиссеры, журналисты, пиарщики, маркетологи. Тут можно было встретить главу СТБ Владимира Бородянского, рекламиста Андрея Федорова, мультипликатора Давида Черкасского или певца Владимира Кузьмина. |
«В основе всего лежит история», - утверждает МакКи, и его приглашают не только вести семинары для киношников и телевизионщиков, но – и для программистов, юристов, политиков.
«Гуру» американских и европейских сценаристов утверждает: «Если люди стремятся делать фильмы как в Голливуде и идут по этому пути – результат катастрофический», но и предупреждает о последствиях узконаправленности: «Я – вдохновляю делать интернациональные фильмы. Сегодня производство невозможно окупить прокатом в одной стране. Нужно создавать успешные мировые фильмы».
МакКи признает, что сегодня не удовлетворен качеством продукта из Голливуда и фильмов на мировом рынке – оно зачастую низкое. Увы, кризис рассказывания историй коснулся всех видом искусства. Но - призывает не жаловаться на недальновидных продюсеров, отсутствие денег и ситуацию на рынке, а - работать над хорошими историями. По его мнению, они будут востребованы: если ни на одной, так на другой медиаплатформе.
«Почему у вас фильмах или война, или поезда?» - недоумевает он, говоря о российском и украинском кино. «Я стремлюсь научить делать украинские фильмы, которые покажут стороны жизни, скрытые от других стран. Не голливудские, а – международные украинские фильмы, с украинским взглядом на мир и хорошо изложенной историей».
И еще – шутя или всерьез - Роберт МакКи утверждает, что главная из его десяти заповедей сценариста - последняя: «Никогда не спите с тем, у кого больше проблем, чем у вас. Если вы нарушаете эту заповедь, вы сталкиваетесь с оттоком энергии и времени, которое можно было бы потратить на творчество». И - срывает аплодисменты на первой лекции, говоря, что местная публика очень привлекательна в сравнении с американской: «Поверьте, это тяжело - читать лекцию уродливым людям».
Вниманию читателей - блиц-интервью, которое г-н МакКи дал «МедиаБизнесу».
- Что важнее всего в кино?
- Важно, чтобы мне хотелось жить в этом мире, придуманном сценаристом. Я не хочу смотреть на то, как режиссер показывает свое мастерство, какие «фокусы» делает оператор. Аристотель говорил, что последовательность приоритетов следующая: история, персонаж, диалог, музыка и последнее - зрелище. Сейчас зрелище оказывается приоритетным. Мы видим операторское мастерство, спецэффекты. В Европе это заменяет чрезмерное внимание к деталям, долгие кадры «капельки росы» например… Таким образом люди стремятся заменить суть стилем.
Ведь как в любой стране по-отдельности, так и в мире в целом, аудитория хочет одного и того же: получать от просмотра фильма два удовольствия. Первое – антропологическое: сценарист должен замыслить и воплотить мир, который никто до него не создал. Аудитория будет молиться, чтобы побывать в нем.
Второе – нужно найти персонажа, такого же как зритель. Аспект человечности помогает аудитории идентифицировать себя с теми, кого он видит на экране, и жить в этом новосозданном мире.
Фильм должен быть одновременно культурно специфичен и универсально человечен.
- Ваши лекции посещают не только те, кто связан с миром кино и ТВ, но и представители крупных корпораций, юристы.
- Это неудивительно. Ведь посмотрите, что такое судебное заседание – это две истории: защиты и обвинения. И присяжные поверят одной или другой.
Людям, создающим компьютерные игры, тоже нужна хорошая история.
Я не знаю, посещают ли мои лекции политики самолично, но их ассистенты присутствуют точно.
- А что Вы можете рассказать политикам?
- У политиков есть три истории. Политик-герой (позитивная история), оппонент-злодей (негативная) и электорат герой (история о народе). Эти истории намеренно туманны, чтобы не принуждать политика давать обещания, за которые придется нести ответственность. И важно, чтобы электорат позитивно интерпретировал эти истории.
Я помогаю политикам рассказывать историю максимально честно, чтобы не создавать иллюзий. История – она же этически нейтральна. В 20 веке был два великих создателя историй – Черчилль и Гитлер. Гитлер, например, рассказывал увлекательнейшую историю о будущем. Но история – это не всегда путь к правде. И хорошо, что для британцев та, что исходила от Черчилля оказалась привлекательнее.
Но я, например, работаю только с политиками, которым верю.
- А кому из политиков Вы верите и соответственно, кому дали бы совет?
- Я бы дал совет Обаме. Я не считаю, что Обама удачно рассказывает историю. Ромни, по-моему мнению, - отвратительный человек, но его история пока лучше.
Обама в последних дебатах допустил типичную ошибку – он действовал, думая, что людям нужны только факты. Да, нужны, но они должны быть вплетены в красивую историю. Ведь человеческое сознание не работает по принципу индуктивной логики.
- Ваша книга называется «История на миллион долларов», - какой смысл вы вкладываете в понятие миллион: аудитория, касса, экспертная оценка?
- В контексте книги - я не несу ответственности за понятие "миллион". Это какой-то гений от российских маркетологов перевел заголовок таким образом, - очевидно, чтобы привлечь больше внимания. В оригинале книга называется Story – суть, структура и принципы сценарного мастерства. И для меня «история на миллион» - почти оскорбительна. Я учу создавать именно истории.
- Но ведь коммерческая сторона вопроса тоже важна.
- Безусловно. Рассказывать историю – это не так как в поэзии, когда молодой поэт может кометой взлететь. В жанре рассказывания историй - может пройти около 10 лет неудач, пока талант не достигнет зрелости. Весь этот период таланты нужно поддерживать, чтобы они оттачивали мастерство, ведь редко успех приходит до 30 лет. И для этого существуют различные фонды. К слову, в течение какого-времени я работал с Европейским сценарным фондом.
- Что Вы можете сказать об украинском кино?
- Я полагаю, что у Украины – большой потенциал. Есть таланты, страсть, ум, мощное содержание. Но - не хватает мастерства владения ремеслом. Поэтому истории часто получаются неуклюжими, неудачно рассказанными. Это как со скрипкой – для ее овладения нужно время, и за это время могут возникать различные звуки. История – это тоже инструмент. И любую историю можно играть, овладев инструментом.
- Но не секрет, что сегодня на экране появляются истории не самого высокого качества, но они делают кассу.
- (Несколько раздраженно) Нет гарантии коммерческого успеха в любом случае, никто не может его гарантировать.
Плохие фильмы, - они всегда были, есть и будут. Да, возможно сейчас ситуация не самая лучшая. Но это означает, что доступны при создании кино именно такие истории.
Я полагаю надуманным провопоставление между артистическим совершенством и коммерческим успехом, между деньгами и качеством - это веет снобизмом.
Все, что я могу делать, - это стремиться к тому, чтобы люди работали по максимально высоким стандартам.
Да, продюсеры иногда ошибаются. Но поверьте, каждый из них мечтает найти хороший сценарий. Вы читали когда-нибудь штук 20 сценариев подряд? Поверьте, 99% - это дерьмо. Они ужасны.
И продюсер как никто другой заинтересован найти хорошую историю, которая понравилась бы зрителю и принесла кассу.
- А Вы согласны с мнением, что золотой век кино ушел?
- Да. Но сейчас новое золотое время – у ТВ. Во всяком случае, на американском ТВ.
Истории же могут быть не только в кино, - но и на ТВ, в книгах. На любых медийных платформах. Ничего нового не происходит: в 19 веке на смену другим литературным формам пришла новелла, в 20 веке говорили о закате театра и боготворили кино. Но сама по себе хорошая история всегда будет востребована... У вас показывают американские сериалы?
- Да. «Секс и город», «Клан Сопрано»…
- Да, да. Они очень высокого качества.
Продюсеры – делают деньги. И они заинтересованы в том, чтобы делать хорошие фильмы. И если фильм будет крутым, то будут хорошие деньги.
- А что бы Вы посоветовали сценаристу, живущему в стране, где большое кино не снимают, а телесериальное производство еще не столь высокого качества?
- Писать новеллы. Если есть талант – почему бы и нет. И если произведения талантливы - по ним потом снимут фильмы.
Главное, - прекратить ныть и продолжать писать. Ручка, бумага и воображение – они доступны в любой ситуации.
Ярослава Наумова